Практикум по криминалистической тактике (темы 11-18) 2
Цена, руб. | 1500 |
Номер работы | 12687 |
Предмет | Юридические науки |
Тип работы | Контрольная |
Объем, стр. | 58 |
Оглавление | Тема № 11. Тактика следственного осмотра и освидетельствования Задание 1. Учебная группа делится на 4-5 учебных следственно-оперативных групп (СОГ). В каждой СОГ выделяется специалист, который получает на кафедре криминали-стическую технику (унифицированный чемодан для осмотра места происшествия). По указанию преподавателя ознакомиться с фабулой произошедшего на кануне пре-ступления: Краткая фабула происшествия 10.09.14г. в дежурную часть ГОВД г. Энска поступило сообщение о краже имуще-ства у гр. Демина в д. 5 по. ул. Ленина г. Необходимо произвести осмотр места происшествия в помещении (жилище, лестнич-ной площадке, подъезде – на криминалистическом полигоне либо другом заранее подго-товленном месте) в соответствии требованиями УПК РФ и рекомендациями криминали-стики. При этом, исходя из данной фабулы, слушатели обязаны: а) определить задачи осмотра; б) определить границы осмотра и тактику его проведения; в) перед началом производства осмотра слушатели должны заполнить бланк поста-новления о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства, без со-гласия проживающих в нем лиц. г) произвести осмотр места происшествия; д) составить протокол осмотра места происшествия (помещения) и приложения к протоколу: общую схему расположения здания, общую схему места происшествия, схема-тическую зарисовку отдельного предмета с места происшествия. е) оценить результаты осмотра (продумать, какие данные, установленные осмотром, могут быть использованы для определения дальнейших задач расследования, построения версий). К концу занятия слушатели обязаны сдать всю технику, полученную на кафедре, привести в порядок криминалистический полигон и учебные аудитории, сдать преподава-телю практикум с заполненным протоколом осмотра места происшествия и схематически-ми зарисовками. Задание 2. По указанию преподавателя самостоятельно осмотреть предмет (платье зелено-го цвета) и составить протокол его осмотра. При описании объекта обратить особое внима-ние на выявление и фиксацию идентифицирующих признаков объекта, способствующих проведению предъявления его для опознания. Задание 3. Учебная группа делится на 4-5 учебных следственно-оперативных групп (СОГ), в каждой подгруппе выделяется специалист-криминалист, который получает на кафедре криминалистическую технику (унифицированный чемодан для осмотра места происшест-вия). Затем слушателям объявляется, на каких участках местности они будут производить осмотр (места для осмотра готовятся заранее). В аудитории слушателям оглашается фабу-ла "уголовного дела": Краткая фабула происшествия 10.09.2014г. гр-н Карпов О.С. при открытии своего гаража № 52 в ГСК 45 обнару-жил следы, указывающие на попытку взлома замка. Учитывая, что в последнее время кражи из гаражей в данном ГСК участились гр-н Карпов О.С. сообщил о данном происше-ствии в полицию. Необходимо произвести осмотр места происшествия на улице в соответствии требо-ваниями УПК РФ и рекомендациями криминалистики. При этом, исходя из данной фабулы, слушатели обязаны: а) определить задачи осмотра; б) определить границы осмотра и тактику его проведения; г) произвести осмотр места происшествия; д) составить протокол осмотра места происшествия (участка местности) и приложе-ния к протоколу: общую схему расположения участка местности, общую схему места про-исшествия, схематическую зарисовку отдельного предмета с места происшествия; е) изъять с места происшествия копии следов, а при невозможности или нецелесооб-разности их изготовления - объекты-следоносители для дальнейшего их использования в уголовном деле в качестве вещественного доказательства, т.е. упаковать и зафиксировать данные объекты по всем требованиям УПК и рекомендациям криминалистики; ж) произвести оценку результатов осмотра, продумать возможности использования фактических данных, установленных осмотром для построения версий, определения на-правления расследования, проведения дальнейших следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; К концу занятия слушатели обязаны сдать дежурному по кафедре всю технику, по-лученную на кафедре, сдать преподавателю практикум с заполненным протоколом осмот-ра места происшествия и схематическими зарисовками, приобщить к практикуму копии следов и объекты-следоносители, обнаруженные в результате осмотра. Тема № 12. Тактика задержания Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться со следственной ситуацией и составить протокол задержания подозреваемого в совершении преступления. Особое вни-мание уделить описанию предметов, изъятых при личном обыске. Тема №13. Тактика допроса и очной ставки. Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться с фонограммой или видеофоно-граммой показаний свидетеля: 1 вариант В вагоне метро на стации «Комсомольская (кольцевая)» у гражданина Новикова Ми-хаила Васильевича преступник, впоследствии оказавшийся Галкиным, сорвал с головы шапку (вырвал из рук мобильный телефон и т.п.) и пытался скрыться, выбежав из вагона и побежав к выходу из метро. Однако усилиями Новикова, его друга Пучкова, а также под-бежавшим милиционером, преступник был задержан и доставлен в комнату милиции стан-ции метро. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Задание: ознакомившись с фабулой и звукозаписью допроса составить протокол до-проса Новикова с применением аудиозаписи. 2 вариант 9 сентября 2014 г. трое неизвестных мужчин пришли в офис фирмы «Адамант» и по-требовали от директора фирмы Березина А.С. ежемесячную оплату в размере 10 % от по-лучаемой фирмой выручки. Березин А.С. отказался от этого предложения. Тогда незнаком-цы, угрожая пистолетом, заявили, что сожгут или взорвут производственные помещения и склады фирмы, уходя, повредили офисную мебель и компьютер. Задание: ознакомившись с фабулой и видеозаписью допроса составить протокол до-проса потерпевшего Березина с применением видеозаписи. 3 вариант По предложенной фабуле допросить подозреваемого. Обратить особое внимание на применение тактических приёмов допроса в условиях конфликтной ситуации. Тема №14. Тактика предъявления для опознания Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться с фабулой или принять участие в игровой ситуации и произвести предъявление для опознания личности (участники след-ственного действия подбираются из числа слушателей). Данные о личности человека из первоначального допроса Сомов Валерий Андреевич 1993г.р. подозревается в том, что он 8.10.14г. в кафе «Лоза» с использованием холодного оружия совершил убийство Петрова А.А. При проведении опознания особое внимание обратить на соблюдение требований ст. 193 УПК (обязательное разъяснение всем участникам следственного действия их прав и обя-занностей; наличие двух статистов, схожих по приметам с опознаваемым; предложение опознаваемому занять любое место среди статистов; обязательное указание признаков, по которым опознающий опознал кого-либо из лиц, предъявленных для опознания). Ход следственного действия может фиксироваться с помощью видеозаписи, о чём дела-ется пометка в протоколе и все участники следственного действия уведомляются о приме-нении технических средств в ходе его проведения. При этом необходимо в конце следст-венного действия просмотреть полученную видеозапись, о чём так же делается пометка в протоколе. По окончании следственного действия составить протокол. Задание 2. При наличии возможности по указанию преподавателя ознакомиться с фа-булой или принять участие в игровой ситуации и произвести предъявление для опознания лица в условиях, исключающих визуальное наблюдение им опознающего (участники след-ственного действия подбираются из числа слушателей). Данные о человеке из первоначального допроса Сомов Валерий Андреевич 1993г.р. по-дозревается в том, что он 8.03.14г. в кафе «Лоза» с использованием холодного оружия совершил убийство Петрова А.А. При проведении опознания особое внимание обратить на соблюдение требований ст. 193 УПК (обязательное разъяснение всем участникам следственного действия их прав и обязанностей; наличие двух статистов, схожих по приметам с опознаваемым; предложение опознаваемому занять любое место среди статистов; обязательное указание признаков, по которым опознающий опознал кого-либо из предъявленных ему для опознания лиц, поня-тые при опознании в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опо-знанным находятся рядом с опознающим). Ход следственного действия может фиксироваться с помощью видеозаписи, о чём дела-ется пометка в протоколе и все участники следственного действия уведомляются о приме-нении технических средств в ходе его проведения. При этом необходимо в конце следст-венного действия просмотреть полученную видеозапись, о чём так же делается пометка в протоколе. По окончании следственного действия составить протокол. Задание 3. По фабуле, предложенной преподавателем, самостоятельно произвести предъ-явление для опознания предмета − нож, о чём составить протокол. Тема № 15. Тактика обыска и выемки Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться с фабулой дела, принять реше-ние о производстве обыска в жилище в случаях, не терпящих отлагательства. Вынести постановление о производстве данного вида обыска, составить протокол обыска в жилище и уведомление об обыске в жилище, проведенном без решения суда. Задание 2. По заданной преподавателем фабуле вынести постановление о производстве выемки и составить протокол выемки. Тема №16. Тактика следственного эксперимента. Задание 1. По указанию преподавателя до практического занятия ознакомиться с фа-булой дела. Исходя из данной фабулы, курсант обязан: а) определить цель следственного эксперимента; б) назвать вид следственного эксперимента; в) определить участников (следователь, обвиняемый, понятые, оперативный работ-ник, специалист) и особенности их размещения; г) составить письменный план проведения следственного эксперимента. Фабула Гр. Раслов В.С. - директор фирмы «Лето время ремонта» будучи заинтересованным в полу-чении информации о коммерческой деятельности фирмы «Сокол», передал 12 августа 2014 г. крупную сумму денег менеджеру фирмы гр-ну Широяну, взамен интересующих его дан-ных. Сотрудник фирмы Сибяряков А..В., узнав об этом факте при прослушивании через стенку, сообщил в прокуратуру. После проведения соответствующих оперативных меро-приятий, следователем Мрыхиным Л.И. было возбуждено у.д. в отношении Раслова В.С. и гр. Широяна. Однако в ходе допросов не удалось получить информацию, подтверждающую факт дачи взятки. Следователь принял решение провести следственный эксперимент. Задание 2. В соответствии с планом, составленном в предыдущем задании, необходимо: а) произвести опыты в соответствии с тактическими приемами и рекомендациями; - начало опытных действий осуществляется по сигналу следователя (командой голосом, взмаху рукой, звуковым сигналом свистка и др.). - опытные действия повторяются неоднократно, с усложнением условий их проведения. - все опытные действия подтверждаются понятыми. б) После проведения опытов всем участникам следственного действия собраться в учебной аудитории для оформления результатов следственного эксперимента (в протоколе следственного эксперимента и в схемах); в) оценить результаты опытов; Тема №17. Тактика проверки показаний на месте Задание 1. По указанию преподавателя до практического занятия ознакомиться с фа-булой дела, подготовить план проведения проверки показаний с применением видеозапи-си. Фабула 2 сентября 2014г. Володин А.А. проникнув в помещение руководителя фирмы ООО «Адам» и путем открытого доступа к сейфу, совершил кражу денежных средств на общую сумму 595 тыс. руб. Задание 2. Провести проверку показаний обвиняемого на месте в составе следствен-но-оперативной группы с применением видеозаписи. В проверке показаний также участвуют двое понятых, специалист, осуществляющий фото или видеосъемку, милиционер (охрана) и другие участники - все из числа слушателей. Определив круг участников, следователь объявляет всем в каком следственном действии и по какому уголовному делу они принимают участие, разъясняет всем участникам их права и обязанности. Все уведомляются, что при проведении проверки показаний на месте будут применяться технические средства (фото или видеосъемка) о чем делаются отметки в протоколе, а участники в нем расписываются. Составить протокол следственного действия. При этом в описательной части прото-кола должно найти отражение следующее: а) указание на исходную точку, где обвиняемый начал давать показания; б) краткое описание части двора, где происходили события (иначе будет не понятна суть происходящего); в) показания обвиняемого; г) описание продемонстрированных обвиняемым действий и мест нахождения участ-ников события; д) описание следов и других вещественных доказательств; е) перечень объектов, изъятых с места происшествия; ж) ссылка на составленные схемы, использованную технику. В протокол также заносится фраза о прочтении протокола вслух и правильности запи-си хода и результатов следственного действия и о результатах просмотра видеозаписи следственного действия. В заключение в него заносятся заявления участников по поводу порядка проверки показаний на месте, содержания протокола и схемы. Тема №18. Тактика получения образцов для сравнительного исследования, назначение и производство экспертиз Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться с фабулой дела, вынести поста-новление о получении определенного вида образцов для сравнительного исследования, и составить протокол получения данных образцов. Задание 2. Ознакомившись с фабулой дела, предложенной преподавателем необхо-димо: 1) Определить, какие судебные экспертизы требуется провести по данному делу. 2) Определить, какие вещественные доказательства должны быть направлены на ка-ждую из экспертиз и куда. 3) Определить какие объекты в качестве образцов для сравнительного исследования необходимо направить экспертам, как их изъять и подготовить для исследования. 4) Составить постановление о получении образцов для сравнительного исследования и протокол данного следственного действия. 5) Составить постановления о назначении экспертиз. Список литературы: а) Нормативные правовые акты: 1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 2. Федеральный закон «Об оружии» от 13 сентября 1996 г. № 150-ФЗ. 3. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ. 4. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. 5. Приказ МВД России от 1 июня 1993 г. № 261 «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». 6. Приказ МВД России от 26 сентября 2008 г. № 280-дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений». 7. Приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внут-ренних дел Российской Федерации». 8. Приказ МВД России от 11 января 2009 г. № 7 «Об утверждении наставления по органи-зации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России». 9. Приказ МВД России от 4 мая 2010 г. № 333 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел российской федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях». б) основная литература 1. Криминалистика. Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2006, 2007, 2008. 2. Криминалистика. Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. − 4-е изд., перераб и доп. − М.: Юрист, 2010. 3. Криминалистика. Учебник для ВУЗов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. − 3-е изд., перераб и доп. − М.: НОРМА, 2007. 4. Криминалистика. Учебник для ВУЗов / под ред. Е.П. Ищенко и В.И. Комиссарова. − М.: Юристъ, 2007. 5. Криминалистика: учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лавро-ва. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. в) дополнительная литература 1. Гаврилин Ю.В., Победкин А.В., Яшин В.Н. Следственные действия. Учебное пособие. − М.: МосУ МВД России, Книжный мир. 2006. 2. Гинзбург А.Я. Опознание в следственной, оперативно-розыскной и экспертной практике. − М., 1996. 3. Описание объектов криминалистического исследования. Справочное пособие / Под ред. В.В. Филиппова. − М.: ЭКЦ МВД России, 1995. 4. Подволоцкий И.Н. Осмотр и предварительное исследование документов. − М.: Изда-тельство «Юрлитинформ», 2004. 5. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. − М., 2006.юр 6. Сереброва С.П. Образцы процессуальных документов, досудебное производство (отв. ред. В.В. Мозяков). − М., ЮРИСТ, 2003. 7. Информационно-справочные системы «Гарант» и «Консультант Плюс». г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы АРМ «Следователь» Информационно-правовая система («Гарант», «КонсультантПлюс») www.expert.aaanet.ru – сайт по криминалистической тематике «Все об истории и сегодняш-нем состоянии криминалистики в мире. Азбука Криминалистики. Наследники Холмса». www.kriminalistika.ru – форум криминалистов. http://www.sudmed.ru – форум судебных медиков. Сайт по проблемам судебной медицины. http://www.kriminalist.ru – сайт о криминалистике. |
Цена, руб. | 1500 |