Рабочая тетрадь по микробиологии
Цена, руб. | 400 |
Номер работы | 47648 |
Предмет | Биология |
Тип работы | Контрольная |
Объем, стр. | 62 |
Оглавление | Тема: «Световой микроскоп. Техника микроскопировани. Методы приготовления препаратов микроорганизмов». Теория вопроса. Устройство микроскопа. Техника микроскопирования. Методы приготовления препаратов микроорганизмов. Контрольные вопросы: 1. Что представляют собой микроорганизмы? Приведите примеры. 2. Назовите единицу измерения размеров бактериальной клетки. 3. Из каких основных частей состоит микроскоп? 4. Что относится к механической части микроскопа? 5. Чем представлена оптическая часть микроскопа? 6. Какие бывают объективы? Какие они имеют обозначения и чем отличаются? 7. Что такое разрешающая способность микроскопа и от чего она зависит? 8. У каких систем микроскопа (иммерсионных или сухих) выше разрешающая способность? 9. Что находится между иммерсионным объективом микроскопа и препаратом? 10.Что такое иммерсионный объектив, иммерсионная система микроскопа, иммерсионная жидкость? 11.Каков показатель преломления кедрового масла? 12. Можно ли погружать в иммерсионное масло сухой объектив и почему? 13. Почему иммерсионное масло следует наносить только на совершенно сухой препарат? 14. Каково назначение окуляра? 15. Как определить собственно увеличение окуляра? 16. Чему равно рабочее увеличение окуляра? 17. Что такое увеличительная способность микроскопа и как она определяется? 18. Каковы общие правила работы с микроскопом? 19. В чем особенности работы с иммерсионной системой микроскопа? 20. Какие вы знаете наиболее распространенные модели современных микроскопов? 21. Какие методы приготовления препаратов клеток микроорганизмов вы знаете? 22. В чем сущность метода «раздавленной» капли? 23. Из каких этапов состоит метод приготовления фиксированных препаратов микроорганизмов? 24. Как происходит приготовление мазка? 25. Что такое фиксация мазка и что она обеспечивает? 26. Какие виды фиксации вы знаете? 27. Какие методы окраски микроорганизмов вы знаете? 28. Чем отличаются простые методы окраски от дифференцированных? 29. Какие красители используют для окраски бактерий? 30. Какова техника микроскопирования фиксированного окрашенного препарата? 31. Что такое посев? 32. Как осуществляется техника посева? 33. Какие методы хранения микроорганизмов вы знаете? 34. Что такое культивирование и как оно осуществляется? 35. Какая культура микроорганизмов называется чистой? 36. Что такое инокуляция? Тема: «Морфология микроорганизмов» Теория вопроса. Формы бактерий. Шаровидные формы Палочковидные формы Спиралевидные формы Нитчатые формы Теория вопроса Методика приготовления препарата в раздавленной капле. Актиномицеты Теория вопроса. Контрольные вопросы: 1. Какие основные формы бактерий вы знаете? 2. Какие организмы называют прокариотами? 3. Назовите представителей шаровидных форм бактерий. 4. Как выглядит сарцина под микроскопом? 5. На какие группы делятся палочковидные бактерии? 6. Назовите представителей спорообразующих палочковидных бактерий? 7. Какие бактерии не образуют спор? 8. Какие функции выполняет спора у бактерий? 9. Какие спиралевидные формы бактерий вы знаете? 10. Чем отличаются вибрионы, спириллы и спирохеты? 11. Какие основные типы движения бактерий вы знаете? 12. Какова связь типа жгутикования с характером движения бактерий? 13. Какие нитчатые бактерии вы знаете? 14. Где встречаются нитчатые бактерии в природе и какова их роль? 15. Какие основные особенности актиномицетов вы знаете? 16. Что общего у актиномицетов и бактерий, у актиномицетов и грибов? 17. Можно ли в процессе приготовления препаратов актиномицетов Тема: «Изучение микроорганизмов эукариот» Теория вопроса. Посмотреть под микроскопом дрожжи и микроскопические грибы. Приготовить препараты дрожжей Saccharomyces cerevisia, Schizosaccharomyces pombe, Candida albicans (фиксированные, окрашенные), микроскопических грибов Mucor stolonifer, Aspergillus niger, Penicillium expansum, Fusarium sp. Грибы просмотреть сначала с увеличением объектива ×8, затем с увеличением ×40, зарисовать. Дрожжи Микроскопические грибы Контрольные вопросы: 1. Какие организмы относят к прокариотам? 2. Назовите отличительные признаки прокариот? 3. Какие микроорганизмы относят к эукариотам? 4. Дайте сравнительную характеристику прокариот и эукариот. 5. Каково строение бактериальной клетки? 6. Назовите поверхностные структуры бактериальной клетки? 7. Каков химический состав капсулы? 8. Какую функцию выполняет капсула бактерий? 9. Какое строение имеет клеточная стенка? 10. В чем отличие клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных бактерий? 11. Какое строение имеют жгутики бактерий, и какую функцию они выполняют? 12. Какое расположение жгутиков у бактерий называют монотрихами, лофотрихами, перитрихами? 13. Что такое фимбрии, какую функцию они выполняют? 14. Какие внутренние структуры бактерий вы знаете? 15. Чем представлен генетический материал прокариот? 16. Что такое нуклеоид, какое строение имеет и какую выполняет функцию? 17. Что такое плазмиды? 18. Какую функцию выполняют плазмиды в бактериальной клетке? 19. Какие виды плазмид вы знаете? 20. Какие включения в клетках бактерий вы знаете, и какую функцию они выполняют? 21. Какое строение рибосом бактериальной клетки и какую функцию они выполняют? 22. Каково строение и функции мезосом? 23. Какое строение имеют микроскопические дрожжи и где они применяются? 24. Каково строение и практическое значение микроскопических грибов? Приведите примеры? Тема: «Питание микроорганизмов. Разнообразие питательных сред. Методы стерилизации. Методы учета численности микроорганизмов в почве, воздухе и других субстратах» Теория вопроса. Схема приготовления последовательных разведений: Результаты опыта. Подсчитать количество микроорганизмов в 1г почвы. Результаты внести в таблицу 1. Анализируя результаты опыта, необходимо сделать заключение о том, какие микроорганизмы на чашках доминируют, подсчитать их численность и выразить в процентах от общего количества микроорганизмов. Все наблюдения и рисунки отразить в таблице 2, характеристику микроорганизмов воздуха представить в таблице 3. При анализе посева, сделанного из воздуха, необходимо учитывать данные таблицы 4. Определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам Результаты опыта. Контрольные вопросы: 1. Какой химический состав бактериальной клетки? 2. Какое значение имеют различные макроэлементы в жизнедеятельности клетки? 3. На какие группы делят микроорганизмы по отношению к источникам углеродного и азотного питания? 4. На чем основано деление гетеротрофов на паратрофы и сапротрофы? 5. На какие группы подразделяют микроорганизмы по отношению к источникам энергии? 6. На какие группы подразделяют питательные среды по составу, назначению, физическому состоянию? 7. Какие питательные среды называют натуральными? Приведите примеры. 8. Какие среды называют синтетическими и полусинтетическими? Приведите примеры. 9. Что характерно для жидких и плотных питательных сред? 10. Какие среды называют элективные или избирательные? 11. Что представляет собой накопительная культура микроорганизмов? 12. Кто ввел в микробиологическую практику понятия «элективные» среды? 13. Что такое стерилизация? 14. Какие виды стерилизации вы знаете? 15. Что такое «фламбирование» и когда оно применяется? 16. Какой способ стерилизации является более надежным? 17. Что представляет собой стерилизация сухим жаром и когда она применяется? 18. Что представляет собой стерилизация текучим паром и когда она применяется? 19. Что такое пастеризация и когда она применяется? 20. Какие методы используют для выделения микроорганизмов из почвы и воздуха? 21. В чем сущность метода выделения микроорганизмов из почвы? 22. Какие почвенные микроорганизмы вы знаете? 23. Каким образом происходит учет микроорганизмов из воздуха? 24. Какие микроорганизмы чаще всего встречаются в воздухе? 25. Какие критерии чистоты воздуха вы знаете? 26. Какая культура микроорганизмов называется чистой? 27. Каким образом поддерживается чистота культуры? 28. Какие культуральные и морфологические признаки вы знаете? 29. Для каких целей применяется метод «оседания» Коха? 30. Что такое антибиотики? 31. На чем основана устойчивость культур микроорганизмов к антибиотикам? 32. Где на практике используют данные о чувствительности микроорганизмов к антибиотикам? 33. В чем заключается техника использования микробов-антагонистов? 34. Какие микробы-антагонисты применяют для защиты растений? На чем основан защитный механизм их действия на растения? 35. Расскажите о перспективах использования микробов-антагонистов против возбудителей болезней растений и растений-паразитов. Тема: «Превращение микроорганизмами безазотистых органических веществ» Теория вопроса. Спиртовое брожение. Расчеты провести в следующей последовательности: 1. Определить количество выделившегося диоксида углерода, г. 2. Рассчитать количество образовавшегося этилового спирта, г. 3. Рассчитать количество сброженного сахара (сахарозы) 4. Приготовить препарат дрожжей (фиксированный или в раздавленной капле) для микроскопирования, взяв пипеткой осадок из сброженной среды (культуральной жидкости). Препарат посмотреть с иммерсией, зарисовать форму дрожжей и подписать рисунок по-латыни. Маслянокислое брожение Теория вопроса. Постановка опыта Результаты опыта: 1. Указать признаки маслянокислого брожения. Дать органолептическую оценку масляной кислоты: 2. Написать уравнение маслянокислого брожения: 3. Приготовить препарат маслянокислых бактерий в раздавленной 4. Провести качественную реакцию на масляную кислоту. 5. Заполнить таблицу 1 по материалам учебника и практикума. Молочнокислое брожение Теория вопроса. Методика определения кислотности молока. 1. Определить начальную кислотность молока титрованием 0,1 н раствором NaOH, 2. разлить его в колбы Эрленмейера на 100 мл приблизительно по 40-50 мл и закрыть ватными пробками. 3. Параллельно проводится второй вариант опыта, молоко разливают в колбы, закрывают пробками и доводят до кипения на асбестовых сетках. 4. Колбы с кипяченым и некипяченым молоком помещают в термостат при 28 град. Результаты опыта: 1. Описать характер сгустка скисшего молока, получившегося из сырого (некипяченого) молока и кипяченого молока. Объяснить различия. 2. Приготовить фиксированный препарат из скисшего некипяченого и кипяченого молока. При приготовлении фиксированного препарата молочнокислых бактерий окраску производят красителем, метиленовым синим 2,5 мин. Препараты рассматривают под микроскопом и зарисовывают. 3. Определить конечную титруемую кислотность скисшего некипяченого молока. Кислотность выразить в градусах Тернера (оТ). Рассчитать изменение кислотности в оТ. Рассчитать количество накопившейся молочной кислоты в скисшем некипяченом молоке в процентах, исходя из данных кислотности в градусах Тернера (умножить на коэффициент 0,009). Результаты опыта по анализу скисшего некипяченого молока отразить в таблице 1. 4. Приготовить фиксированные препараты из кисломолочных продуктов (йогурта, кефира, ряженки и др.) Рассмотреть их под микроскопом и сделать рисунки, подписать по-латыни доминирующие формы бактерий: 5. Сделать заключение о качестве проанализируемых продуктов: Микробиологический анализ силоса (квашеной капусты) Теория вопроса. 1. Провести органолептическую оценку качества силоса: 2. Приготовить фиксированный препарат из силоса и капусты. Зарисовать доминирующие формы, подписать по-латыни. 3. Определить титруемую кислотность силоса. Выразить кислотность в мл 0,1 н NaOH, пошедшей на титрование 100г силоса. 4. Определить рН силоса с помощью смешанного индикатора (смесь равных объемов бромтимолблау и метилрота) или бумажного индикатора для силоса. Результаты записать в таблицу: 5. Сделать заключение о качестве силоса (квашеной капусты). Указать причины низкокачественного силоса (квашеной капусты). Брожение целлюлозы (клетчатки) Теория вопроса. Постановка опыта. Воспроизвести в лабораторных условиях процесс брожения целлюлозы (клетчатки). Для этого в колбу внести 1-2 г нарезанной фильтровальной бумаги и залить доверху питательной средой для целлюлозоразрушающих бактерий, не содержащей источника углерода. В качестве посевного материала использовать почву или навоз. Результаты опыта. 1. Визуально оценить степень разрушения фильтровальной бумаги, использованной в качестве источника углерода. 2. Записать уравнение трансформации целлюлозы в анаэробных условиях: 3. Приготовить фиксированный окрашенный фуксином препарат возбудителей брожения клетчатки, рассмотреть под микроскопом и зарисовать: Контрольные вопросы: 1. Какое брожение называют спиртовым? 2. Кем и когда было впервые открыто спиртовое брожение? 3. Каков химизм спиртового брожения? 4. При каких условиях протекает спиртовое брожение? 5. Назовите возбудителей спиртового брожения? 6. Какие дрожжи называют «верховыми», какие «низовыми»? 7. В каких средах распространены дрожжи? 8. Где применяют дрожжи? 9. В чем выражается «эффект Пастера»? 10.Каково значение спиртового брожения? 11.Дайте морфологическую и физиологическую характеристику дрожжей. 12.Какие факторы определяют создание элективных условий при постановке опыта по спиртовому брожению? 13.Что такое брожение и дыхание? 14.В чем сходство и различия процессов дыхания и брожения? 15.Какие конечные продукты образуются при брожении и дыхании? 16.Кем и когда было открыто маслянокислое брожение? 17. Какое брожение называют маслянокислым? 18. В чем химизм маслянокислого брожения? 19. Какие элективные условия необходимы для маслянокислого брожения? 20. Какие микроорганизмы вызывают маслянокислое брожение? 21. Дайте характеристику маслянокислых бактерий. 22. Назовите морфологические и физиологические особенности маслянокислых бактерий. 23. Почему облигатные анаэробы не могут развиваться в присутствии кислорода воздуха? 23. Где чаще всего встречаются маслянокислые бактерии? 24. Назовите конечные продукты маслянокислого брожения. 25. В чем положительная роль маслянокислого брожения? 26. Назовите отрицательное значение маслянокислого брожения. 27. Какое брожение называют молочнокислым? 28. В чем химизм молочнокислого брожения? 29. Какие виды молочнокислого брожения вы знаете? 30. Какое брожение называют гомоферментативным? 31. Назовите бактерии, вызывающие гомоферментативное молочнокислое брожение. 32. Какое брожение называют гетероферментативным? 33. Какие бактерии, вызывающие гетероферментативное молочнокислое брожение. 34. В чем особенности бифидоброжения, и какие бактерии его вызывают? 35. В чем отличия гомоферментативных и гетероферментативных молочнокислых бактерий? 36. При каких условиях протекает молочнокислое брожение? 37. В каких единицах выражается кислотность молока? 38. Дайте характеристику молочнокислых бактерий, указав морфологические и физиологические признаки. 38. Каково значение молочнокислого брожения. 39. Какое брожение лежит в основе силосования? 40. Что такое силосование и как оно происходит? 42. Жизнедеятельность, каких бактерий обусловливает силосование зеленого корма? 43. В чем причины получения некачественного силоса? 44. Назовите причины подавления молочнокислыми бактериями других бактерий при заквашивании овощей, силосовании. 45. Назовите условия, необходимые для развития молочнокислых бактерий при созревании силоса. 46. Назовите показатели хорошего силоса. 47. Как происходит смена микроорганизмов при созревании силоса? 48. Как происходит процесс разложения целлюлозы в анаэробных условиях? 49. Какие бактерии сбраживают целлюлозу? 50. Дайте характеристику морфологических и физиологических особенностей целлюлозоразлагающих бактерий. 51. Назовите гидролитические ферменты, выделяемые бактериями, сбраживающими целлюлозу. 52. Какие элективные условия для проведения опыта по брожению клетчатки? 53. Какова роль целлюлозоразрушающих бактерий в процессе разложения клетчатки в природе? 54. Чем отличается анаэробное разложение клетчатки от аэробного? 55. Назовите бактерии, разлагающие целлюлозу в аэробных условиях. 56. Дайте характеристику морфологических и физиологических особенностей бактерий, окисляющих клетчатку. 57. Какова роль микроорганизмов, окисляющих клетчатку в природе? Тема: «Превращение микроорганизмами азотсодержащих соединений». Аммонификация (минерализация) органических азотсодержащих соединений Теория вопроса. Постановка опыта. Результаты опыта. 1. Визуально по изменению цвета индикаторных бумажек определить качественный состав выделяющихся газообразных продуктов. Провести качественную реакцию на аммиак, образовавшийся в гниющем субстрате, при помощи реактива Несслера. Реакция капельная. По результатам наблюдений заполнить таблицу 1. 2. Написать схему разложения белков в аэробных и анаэробных условиях: 3. Приготовить фиксированный препарат из гниющего бульона. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать возбудителей аммонификации, подписать по-латыни: Денитрификация Теория вопроса. Постановка опыта. 2. Провести качественные реакции на нитраты, нитриты и аммиак в среде для денитрификаторов. Реакция капельная. Результаты наблюдения внести в таблицу 1. Результаты опыта. 1. Визуально оценить накопление газообразных продуктов под каучуковой пробкой. 2. Провести качественные реакции ни исходный, промежуточный и конечный продукты денитрификации. Результаты записать в таблицу 2. 3. Записать суммарное уравнение процесса денитрификации. 4. Приготовить фиксированный препарат денитрифицирующих бактерий. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать, подписав по-латыни: Азотфиксация свободноживущими бактериями Теория вопроса. Постановка опыта Результаты опыта. 1. Приготовить фиксированный препарат аэробных азотфиксирующих бактерий из пленки, образовавшейся на поверхности безазотной питательной среды, рассмотреть препарат под микроскопом. Зарисовать клетки азотобактера и подписать по-латыни. 2. Приготовить препарат анаэробных азотфиксирующих бактерий в раздавленной капле из придонного слоя безазотной питательной среды. Окраску произвести раствором Люголя (I2 в КI). Рассмотреть препарат под микроскопом и зарисовать клетки клостридий, содержащих гранулезу, подписать по-латыни. Азотфиксация клубеньковыми (симбиотическими) бактериями Теория вопроса. 1. Приготовить фиксированные препараты из клубеньков различных видов бобовых культур. Препараты рассмотреть под микроскопом. Клетки бактерий, в том числе и бактероидов, зарисовать и сделать подписи по латыни: 2. Заполнить таблицу 1. Таблица 1. Бактерии, вызывающие азотфиксацию, в симбиозе с бобовыми растениями Клубеньковые бактерии 3. Заполнить таблицу 2, используя материал учебника Таблица 2. Признаки Бактериальное удобрение Контрольные вопросы: 1. Какой процесс называют аммонификацией? 2. Как происходит разложение белков в аэробных и анаэробных условиях? 4. Назовите микроорганизмы, разлагающие белковые вещества. 5. Каковы морфологические особенности аммонифицирующих бактерий? 6. Какие вы знаете гидролазы, выделяемые аммонификаторами при гидролизе белка? 7. Назовите продукты гидролиза белка. 8. Какое значение имеют аммонифицирующие микроорганизмы в природе и сельском хозяйстве? 9. Что такое денитрификация? 10. В чем сущность процесса денитрификации? 11. Назовите конечные продукты денитрификации. 12. В чем особенности ассимиляторной и диссимиляторной денитрификации? 13. Какие микроорганизмы осуществляют денитрификацию, и при каких условиях? 14. Укажите морфологические и физиологические особенности денитрификаторов (форма клетки, способность к спорообразованию, отношение к кислороду, используемая форма азота). 15. Что такое нитратное дыхание? 16. Каково значение денитрификации в природе и жизни человека? 17. Дайте общую характеристику круговорота азота в природе. 18. Что такое биологическая азотфиксация? 19. Какие свободноживущие азотфиксирующие бактерии вы знаете? 20. Кем и когда была выделена первая свободноживущая азотфиксирующая бактерия? 21. Дайте морфологическую и физиологическую характеристику аэробных и анаэробных азотфиксирующих бактерий. 22. Кем и когда впервые был выделен Azotobacter? 23. Какие отличительные признаки аэробных и анаэробных свободноживущих азотфиксирующих бактерий? 24. Назовите бактериальный препарат на основе азотобактера. 25. Как получают накопительную культуру анаэробных азотфиксаторов? 26. Какие факторы определяют элективные условия для развития анаэробных азотфиксирующих бактерий? 27. Назовите продукты жизнедеятельности Clostridium pasteurianum. 28. Значение азотфиксации свободноживущими микроорганизмами в природе и жизни человека. 29. В чем особенности симбиотической азотфиксации? 30. В чем особенности морфологии и физиологии клубеньковых бактерий? 31. Какие клубеньки называют детерминированными, а какие недетерминированными? Для каких растений они характерны? 32. Какими свойствами обладают клубеньковые бактерии? 33. Что такое вирулентность клубеньковых бактерий? 34. От чего зависит эффективность действия клубеньковых бактерий? 35. Как происходит образование клубеньков на корнях бобовых растений? 36. В чем специфичность действия клубеньковых бактерий? 37. В чем особенности химизма азотфиксации? 38. Каким методом определяют азотфиксацию клубеньковых бактерий? 39. На какие стадии можно разделить процесс восстановления молекулярного азота до аммиака? 40. При каких оптимальных условиях происходит активное действие клубеньковых бактерий? 41. Какое значение имеют свойства клубеньковых бактерий для приготовления нитрагина? 42. Каково действующее начало нитрагина? 43. Какое значение имеет применение бактериальных удобрений на практике и их эффективность? |
Цена, руб. | 400 |
Заказать работу «Рабочая тетрадь по микробиологии»
Отзывы
-
31.07
Спасибо вам ещё раз. Написала научный руководитель, что все отправит на печать.
Анна - 27.07 Марта
-
27.06
Диссертацию защитила на отлично. Благодарю за совместную работу ! И вас, Марина и автора!
Екатерина