Логика 14 заданий
Цена, руб.700
Номер работы3315
ПредметЛогика
Тип работы Контрольная
Объем, стр.51
ОглавлениеЛОГИКА
Тема 12. Доказательство и опровержение
1. Логическое доказательство, его структура и виды.
2. Основные правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении
Тема 1. Предмет логики и ее значение в профессионально-педагогической деятельности
1. Понятие о мышлении и его формах.
2. Диалектическая и формальная логика. Истинность мысли и ее логическая правильность.
3. Значение логики в пофессионально-педагогической деятельности.
Практические задания 1.

I. Выявите логические формы следующих высказываний:
1. Некоторые студенты являются спортсменами.
2. Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности.
3. Все студенты - отличники.
4. Некоторые ученые - альпинисты.
5. Петров – студент.

II. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены и в чем суть этих нарушений:
1. На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?». «Нет, конечно», - ответил преподаватель. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, - говорит студент, - я сегодня не сделал домашнего задания».
2 .Невозможно съесть яйцо натощак: откусив яйцо один раз, будешь уже есть яйцо не натощак.
3. Студент покраснел, следовательно, он виноват.
4. В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы, но она все же заслуживает хорошей оценки.
5. Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдет с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошел с лошади.

Практические задания 2.

I. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:
Человек
Товар
Леший
Человек, не знающий страха
Зевс
Мужество
Растение
Коллекция
Поэма

II. Подберите понятия, отношения между которыми выражались бы следующими схемами:

III. Произведите обобщение следующих понятий:
Суждение.
Школа
История
Дом
Повесть
Коммерция
Словарь
Университет
Профессор
Учебник
Практические задания 3.

I. Соблюдены ли правила определения? Если нет, то укажите, какие нарушены.
1. Друг – это тот, кто не является врагом.
2. Забастовка - это когда бастуют рабочие.
3. Слон – это животное.
4. «Сепулькарии – объекты, служащие для сепуления».
5. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
6. Историк – человек изучающий историю.
7. Медицина – наука, изучающая человеческие болезни.
8. Государство – это политическая организация.
9. Ромб – это геометрическая фигура, имеющая четыре угла.
II. В определениях выделите определяемое понятие, ближайшее родовое понятие и видовой отличительный признак:
1. Анемометр – прибор, измеряющий силу ветра.
2. «Жизнь есть способ существования белковых тел» (Ф.Энгельс).
3. Фотон – частица, не обладающая массой покоя.
4. Секвестр бюджета – это сокращение расходов по незащищенным статьям.
5. «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении» (В.И.Ленин).
Практические задания 4.

I. Приведите примеры деления объема понятия и членения целого на части.


II. Определите, соблюдены ли правила деления. Если нет, то укажите, какие допущены ошибки.
1. Науки делятся на гуманитарные и естественные.
2. Леса делятся на лиственные и хвойные.
3. Лето бывает сухим и влажным.
4. Договоры делятся на устные, письменные и долгосрочные.
5. Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные.
6. Люди делятся на мужчин, женщин и детей.
7. Денежные знаки делятся на металлические и бумажные.
Практические задания 5.
I. Дайте логическую характеристику суждениям и установите распределенность терминов:
1. В памяти любого персонального компьютера есть файлы, к которым обращаются очень редко.
2. Ничто не проходит бесследно.
3. «Некоторые лекарства опаснее самих болезней» (Сенека).
4. «Рукописи не горят» (М.А.Булгаков).
5. Все планеты – космические тела.
6. Ни один человек не должен страдать за правду.
7. Некоторые студенты нашей группы сдали все зачеты.

II. Установие соотношение истинности и ложности по «логическому квадрату», взяв за исходные следующие пары суждений:
1. Некоторые математики пытались решить проблему «квадратуры круга», Некоторые математики не пытались решить проблемы «квадратуры круга».
2. Ни одна математическая проблема не приобрела такой популярности, как проблема «квадратуры круга». Существуют математические проблемы, которые не приобрели такой популярности, как проблема «квадратуры круга».
3. Все усилия решить проблему «квадратуры круга» бесполезны. Ни одно усилие решить проблему «квадратуры круга» не бесполезно.
Все усилия решить проблему «квадратуры круга» (S) бесполезны (Р). –
4. Все математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе. Некоторые математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе.

Практические задания 6.

I. Обозначьте буквами простые суждения, запишите сложные суждения в символической форме и установите их вид и истинность:
1. Сверкнула молния и загремел гром.
2. Если через проводник пропустить электрический ток, то проводник нагреется.
3. Неверно, что 5 делится на 2 или 3.
4. Деньги – продукт стихийного развития товарных отношений, а не результат договоренности или какого-либо иного сознательного акта.
5. Если человек закаляется, то он укрепляет свое здоровье.

II. Решите задачу, используя понятие равносильности высказываний:
«В деле об убийстве имеются двое подозреваемых – Петр и Павел. Допросили четверых свидетелей. Показание первого таково:
- Я знаю только, что Петр не виноват.
Второй свидетель сказал:
- Я знаю лишь, что Павел не виноват
Третий свидетель:
- Я знаю, что из первых двух показаний по меньшей мере одно истинно.
Четвертый:
- Я знаю, что показания третьего свидетеля ложны. Четвертый свидетель оказался прав. Кто же совершил преступление?»

Практические задания 7.

I. Произведите превращение следующих суждений:
Превращение – вид непосредственного умозаключения, при котором изменяется качество посылки без изменения ее количества, при этом предикат заключения является отрицанием предиката посылки. Схемы превращения:
A E I O
Все S суть P Ни одно S не суть P Некоторые S суть P Некоторые S не суть P
Ни одно S не суть
не-P Все S суть не-P Некоторые S не суть не-P Некоторые S суть не-P
1. Все студенты нашей группы являются успевающими.
2. Некоторые приговоры суда не являются обвинительными.
3. Многие вулканы не являются потухшими.
4. Все граждане Российской Федерации имеют равные права перед законом.
5. Некоторые студенты нашей группы - верующие.

II. Произведите обращение следующих суждений:
Обращение – вид непосредственного умозаключения, в котором на основании знания об отношении субъекта к предикату делается вывод об отношении предиката к субъекту.
A E I O
Все S суть P Ни одно S не суть P Некоторые S суть P Некоторые S не суть P
Все P суть S (чистое обращение)
Некоторые P суть S (обращение с ограничением) Ни одно P не суть S Некоторые P суть S (чистое обращение)
Все P суть S (обращение с ограничением) Не обращается

1. Никто из студентов нашей группы не получил плохой оценки.
2. Металлы не растворяются в воде.
3. Некоторые жилые дома являются кирпичными постройками.
4. Ни один невинный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.
5. Многие страны Западной Европы являются членами НАТО.

III. Сделайте вывод путем противопоставления предикату из следующих суждений:
Противопоставление предикату – вид непосредственного умозаключения, субъектом вывода которого становится понятие, противоречащее предикату посылки, а предикатом – субъект посылки. Схемы противопоставления предикату:
A E I O
Все S суть P Ни одно S не суть P Некоторые S суть P Некоторые S не суть P
Ни одно не-P не суть S Некоторые не-P суть S Необходимые выводы не следуют Некоторые не-P суть S

1. Профессора являются преподавателями.
2. Некоторые сделки являются односторонними.
3. Рентгеновские лучи являются невидимыми.
4. Студенты являются учащимися.
5. Россия – миролюбивое государство.

Практические задания 8.

I. Определите, соблюдены ли общие правила силлогизма и правила его фигур в следующих примерах:
1. Древние греки внесли большой вклад в развитие философии, а спартанцы – древние греки, следовательно, спартанцы внесли большой вклад в развитие философии.
2. Все планеты обращаются вокруг Солнца. Земля обращается вокруг Солнца, следовательно, Земля – планета.
3. Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди – математики. Следовательно, все математики обладают способностью к быстрому и точному счету.
4. Слова людей соизмеряются с их делами. «Электрон» – слово. Следовательно, электрон соизмеряется с делами людей.
5. Работа, в которой нет новых идей, не может получить премии на конкурсе. Эта работа получила премию. Следовательно, в ней содержатся новые идеи.
6. Все планеты – небесные тела. Луна – не планета. Следовательно, луна не является небесным телом.
7. Электрон имеет отрицательный заряд. Электрон – элементарная частица. Следовательно, некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд.
II. Решить логическую задачу:
Прапорщик решил узнать, сколько времени потребуется его солдатам, чтобы добраться до поля боя. Он спросил рядового: «Если пять солдат могут пройти одну пятую километра за пять минут, то сколько нужно солдат, чтобы пройти 4 километра за 100 минут?». Что ответил рядовой?

Практические задание 9.

I. Привести примеры, соответствующие следующим формулам:
1. ((а  b)  (а  b))  b
2. ((а  b)  а)  b.
3. ((а  b)  b) a.
4. ((а  b)  b)  a.
5. ((а  b)  а ) b.

II. Приведите примеры правильных и неправильных условно-категорических умозаключений.
Практические задания 10.

I. Какие логические ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях:
1.Туристы, прибыв в незнакомый город в час пик, обратили внимание, что транспорт перегружен. Туристами был сделан вывод, что транспорт в городе перегружен постоянно.
2.Ассистент, присутствующий на экзамене, был удовлетворен глубокими ответами трех отвечавших первыми студентов, Он сказал свое мнение экзаменатору: «Ваши студенты глубоко изучили предмет».
3.Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку. Но дедка репку не вытащил. Бабка репку не вытащила. Внучка не вытащила. Жучка и кошка тоже не вытащили. Следовательно, репку вытащила мышка.
4. «Некий школьник предложил…гипотезу: он утверждал, что органы слуха у пауков находятся на ногах…Положив пойманного паука на стол, он крикнул: «Бегом!». Паук побежал. Мальчик еще раз повторил свой приказ. Паук снова побежал. Затем юный экспериментатор оторвал пауку ноги и, снова положив его на стол, скомандовал: «Бегом!». Но на сей раз, паук остался неподвижен. «Вот видите, - заявил торжествующе мальчик, - стоило пауку оторвать ноги, как он сразу оглох». (Боно. Э. Рождение новой идеи. М., 1976).
5. Врач прописал плотнику лекарство. Плотник выздоровел. Потом заболел сапожник. Врач прописал ему то же лекарство. Сапожник умер. Врач сделал вывод: от этого лекарства плотники выздоравливают, а сапожники умирают.

II. Приведите примеры смешения причинно-следственной связи с обычной временной.

Практические задания 11.
I. Определите вид и состоятельность аналогий в приведенных ниже примерах.
1.«Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель ее то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л.Н.Толстой).
2. «Красноречивые высказывания не должны казаться истинными потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова, лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое - это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, - это как посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту, и другую пищу» (Авг. Блаженный).
3. «Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса; он никогда не уверен, куда плывет» (Леонардо да Винчи).
4. «В последнее время в печати стали появляться сведения о так называемых «зеркалах Козырева». Российский ученый Николай Козырев изобрел полукруглые и других форм металлические «зеркала», внутри которых, по результатам его исследований, меняется ход времени. Нет ли аналогий между тибетскими «каменными зеркалами» и «зеркалами Козырева»? Аналогия, по нашему мнению есть. По Козыреву, время - это энергия, которая способна концентрироваться («время сжимается») или распределяться («время растягивается»). В «зеркалах Козырева» был достигнут эффект сжатия времени. Поэтому можно думать, что «каменные зеркала» Тибета могут сжимать время. Не с этим ли связана странная гибель четырех альпинистов, как бы постаревших за год, - возможно, они попали под действие «зеркал»? Не по этой ли причине ламы настоятельно рекомендовали нам не отклоняться от священной тропы?!» (Аргументы и факты. 2000 г. № 20).

II. Решите логическую задачу:
В течение месяца в театрах города Н. Шли спектакли по пьесам русских писателей Чехова, Островского и Булгакова. Из 40 студентов 1 курса театрального института, каждый из которых посмотрел либо спектакли всех трех авторов, либо спектакли только одного из них, спектакли Чехова смотрели 13, на спектаклях по пьесам Островского были 16, а на спектаклях Булгакова смогли побывать 19 студентов.
Установите, сколько студентов смотрели спектакли всех трех авторов.


Практические задания 12.

I. Определите, какое правило доказательства нарушено, и возникшую в рассуждении ошибку.
1.В «Мнимом больном» Мольера бакалавру на экзаменах ставится вопрос: «Почему опиум вызывает сон?». Бакалавр отвечает: «Опиум вызывает сон потому, что в нем содержится снотворная сила, которая имеет способность усыплять чувства».
2. На солнце появились пятна, значит, следует ждать экологических катастроф.
3.Вор не желает ничего приобрести дурного. Приобретение хорошего – дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

4.То, что должно быть, является добром. Но зло должно быть. Значит, зло есть добро.
5. Конечно, это пьяница: взгляните только, какой у него красный нос.
II. Решите логическую задачу:
Один поезд идет из Москвы в Петербург, а другой - из Петербурга в Москву. Вышли они одновременно, но скорость первого поезда в три раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент их встречи?

Практические задания 13.

I. Произведите анализ следующих вопросов:
1. Кто из ваших друзей обидел этого человека?
2. Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?
3. Продолжаешь ли ты бить своего отца?
4. Когда будет построен вечный двигатель?
5. Кто в мире самый лучший?
Практические задания 14.

I. Установите возможные пути подтверждения или опровержения следующих гипотез:
1. «НЛО посланы к нам разными внеземными цивилизациями, оттого-то и конструкции у них такие разные. Это и пилотируемые корабли, и автоматические исследовательские зонды. Возможно, не всегда они материальны. Кто знает, вдруг инопланетяне научились отправлять в экспедиции своего рода голографические образы, а не сами корабли? Не этим ли объясняется их внезапное появление и исчезновение?».

2. «Некоторые зеркальные конструкции имеют совершенно необычную форму. Иногда на вершинах обычных тибетских гор встречаются отдельно стоящие «зеркальные конструкции». Видимо, тонкие энергии столь многообразны, что для экранирования и управления ими использовались самые различные каменные конструкции. К сожалению, современная наука только-только начала осознавать факт существования таких энергий, пока еще нет серьезных приборов для их изучения и т.д. Но те, кто строил «зеркально-пирамидальный комплекс Кайласа» (Город Богов), знали законы тонких энергий и времени и научились ими управлять. Эти энергии, видимо, «формотропны», т.е. зависят от формы строения. Поэтому столь многообразны каменные конструкции» (Аргументы и факты 2000 г. . № 20).

3. «Идея Первоистока жила всегда. Многие «совпадения» говорят о существовании некогда единого корня, от которого берут начало самые разные культуры современной цивилизации. Но в официальной среде эта идея вызывала настороженное отношение и скепсис. И, тем не менее, одиночки-«оригиналы» - замечательные ученые, богословы, мистики и философы, оставившие след в истории, - разделяли ее. Сократ и его ученик Платон, Балгангадхар Тилак, Рене Генон, Елена Блаватская, Дмитрий Мережковский, и Даниил Андреев…Таковы лишь некоторые имена мыслителей, разделяемых эпохами и географическими границами, но единых во мнении: некогда на Земле существовала могущественная цивилизация, много превосходившая нынешнюю в области материальной и, главное, духовной культуры» (Гиперборейская вера Русов: Сб. М., 1999).


Список использованной литературы:

1. Гетманова А.Д. Логика: учебник, словарь, практикум. / А.Д.Гетманова. - М.: Академический проект, 2009. - 712 с.
2. Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. /С.З.Гончаров Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - 346 с.
3. Ивин А. А. Логика: учебник для вузов. /А.А.Ивин - М.: Гардарики, 2001. - 352 с.
4. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для вузов. / Ю.И.Ивлев - М.: Логос 2001. - 272 с.
5. Бартон В. И. Логика: учеб. пособие / В. И. Бартон. - Минск: Новое знание, 2001. - 336 с.
6. Берков В. Ф. Логика: учеб. пособие. / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. - Минск: Тетра Системс, 1998. - 224 с.
7. Берков В. Ф. Логика: Задачи и упражнения: Практикум: учеб. пособие / В. Ф. Берков. - Минск: НТООО Тетра-Системс, 1998. - 224 с.
8. Бочаров В. А. Основы логики: Учебник для вузов / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 296 с.
9. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: учеб. пособие. / В.Н. Брюшкин. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.
10. Грядовой, Д. И. Логика: учеб. пособие в структурно-логических схемах и таблицах / Д. И. Грядовой. - М.: ЩИТ-М, 1999. - 178 с.
11. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. / К.К. Жоль - М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 256 с.
12. Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений: Учеб. пособие для вузов. / Ю.В. Ивлев. - М: Книжный дом «Университет», 1999. - 248 с.
13. Курбатов В.И. ЛОГИКА. Систематический курс. / В.И.Курбатов - Ростов н/Д: Феникс. - 2001.
Цена, руб.700

Заказать работу «Логика 14 заданий»

Ваше имя *E-mail *
E-mail *
Оплата картой, электронные кошельки, с мобильного телефона. Мгновенное поступление денег. С комиссией платежной системы
Оплата вручную с карты, электронных кошельков и т.д. После перевода обязательно сообщите об оплате на 3344664@mail.ru




Нажав на кнопку "заказать", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и принимаете пользовательское соглашение

Так же вы можете оплатить:

Карта Сбербанка, номер: 4279400025575125

Карта Тинькофф 5213243737942241

Яндекс.Деньги 4100112624833

QIWI-кошелек +79263483399

Счет мобильного телефона +79263483399

После оплаты обязательно пришлите скриншот на 3344664@mail.ru и ссылку на заказанную работу.