Русский язык и культура речи (практикум и тест)
Цена, руб.400
Номер работы3778
ПредметФилология
Тип работы Контрольная
Объем, стр.11
ОглавлениеI. Практикум
Выполните комплексный анализ выбранного текста по следующим заданиям:
1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически.
2. Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом.
3. Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка.
4. Проанализируйте лексику текста с точки зрения сферы употребления. Укажите, если таковая имеется, лексику не общеупотребительную, объясните причины ее использования в данном тексте.
5. Определите жанровую разновидность текста.
6. Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением)? Докажите.
7. Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интерес¬ные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правиль-ный(ые) вариант(ы).

II. Итоговый тест
1. На основе общеславянского языка образовались языки южно-славянской, восточно-славянской, западно-славянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникновения трех самостоятельных язы¬ков: русского, украинского, белорусского, которые с образованием на¬ции оформляются в самостоятельные языки?
а) южно-славянская;
б) восточно-славянская;
в) западно-славянская.
2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, укра-инского, белорусского) происходит:
а) в результате общения славянских племён до V-VI вв. до н. э.;
б) в результате образования древнерусской народности в пределах Киев-ского государства в IX в.;
в) в результате распада Киевского государства в ХIV-ХV вв.
3. Назовите средства существования языка:
а) общение коллектива (коммуникативная);
б) мышление (когнитивная);
в) сохранение и передача культурно-исторических традиций (аккумулятивная).
4. Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неограниченной сферы общения.
а) диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
5. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
а) территориальные диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
6. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?
а) диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
7. Соотнесите единицы и уровни языка:
1. Слова.
2. Формы и классы слов.
3. Звуки, фонемы.
4. Морфемы.
5. Словосочетание, предложение, текст.
А. Фонетический уровень. Б. Морфемный уровень. В. Лексический уровень. Г. Морфологический уровень. Д. Синтаксический уровень.
8. Определите функцию языка в художественном стиле:
а) функция общения; б) функция сообщения; в) функция воздействия.
9. Укажите, какой критерий связывают с нормой литературного языка:
а) образцовость;
6) полифункциональность;
г) социальная значимость.
10. Какие аспекты включает понятие «культура речи»?
а) нормативный;
б) коммуникативный;
в) этический.
11. Точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи — основные составляющие:
а) нормативного аспекта культуры речи;
б) коммуникативного аспекта культуры речи;
в) этического аспекта культуры речи.
12. Языковая норма обязательна:
а) только для устной речи;
б) только для письменной речи;
в) как для устной, так и для письменной речи.
13. Какой прием используется в оксюмороне:
а) омонимия; б) антонимия.
14. Соотнесите определение и определяемое:
1. Правила использования морфологических ферм разных частей речи и синтаксических конструкций
2.Правила употребления слов в речи.
3.Правила звучащей речи.
А. Орфоэпическая норма.
Б. Лексическая норма. В. Грамматическая норма
15. Для какой формы национального языка норма играет роль «фильтра»?
а) просторечий;
б) литературного языка;
в) диалектов;
г) жаргонов.

16. Для какого функционального стиля речи характерно использование терминологической лексики, употребление многозначных слов только в одном значении, широкое использование конкретной лексики по сравне¬нию с абстрактной, отсутствие лексики разговорной; однородность и замкнутость лексического состава, что выражается в меньшем использовании синонимов; речь отличается точностью и логичностью мысли, её последовательным представлением и объективностью изложения.
а) для научного стиля;
б) для публицистического стиля;
в) для официально-делового стиля.
17. Функция социальной регламентации предъявляет текстам этого стиля однозначность прочтения:
а) научного стиля;
б) публицистического стиля;
в) официально-делового стиля;
г) художественного стиля.
18. Соотнесите разновидности многословия, или речевой избыточности, сданными определениями:
1. Употребление в речи близких по смыслу и поэтому лишних слов.
2. Повторное обозначение другими словами уже названного понятия.
А. Плеоназм. Б. Тавтология.
19. Соотнесите определение и определяемое:
1. Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, что нередко объясняется стремлени¬ем автора притупить критическую остроту выска-зываний при описании негативных явлений.
2. Нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой.
А. Анахронизм.
Б. Эвфемизм.
20. Сопоставление несовместимых понятий это.
а) алогизм;
б) инверсия.
21. Определите ряд слов с неправильным ударением:
а) аристократия, баловать, кремень, щав'ель;
б) вероисповедание, бюрократия, приданое, облегчить.
22. Какая языковая норма нарушена?
1. Железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, черное кофе.
2 Проведение экзамена планируем где-то в июне. Я ложу книгу в шкаф.
а) грамматическая норма; б) лексическая норма; в) словообразовательная норма; г) синтаксическая норма.
23. Многословие
а) совместимо с понятием «содержательная речь»; б) недостаток речи независимо от стиля и жанра.
24. Какая речевая неточность допущена в словосочетаниях?
Период времени, памятный сувенир, свободная вакансия, автобиография жизни, народный фольклор. а) синонимия; б) плеоназм.
25. Какая речевая ошибка допущена в предложениях?
Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. Я решил стать офи-цером, потому что хочу продолжить семейную династию.
а) использование слова без его семантики; б) нарушение лексической сочетаемости.
26. Укажите вид лексической ошибки в предложении.
В Древнем Риме недовольные -законами племена устраивали митинги.
а) эвфемизм;
б) анахронизм.
27. Присутствует ли грамматическая ошибка в предложении?
Выросло поколение, для которых война — история.
а) да;
б) нет.
28. Чем являются выделенные слова? Не вы, по Сима Страдала невыносимо Водой Невы носима.
а) омофоны;
б) омоформы;
в) омографы.
29. Какой стилистический приём использован в предложении?
Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н. А. Некрасов).
а) антитеза;
б) инверсия.
30. Какого рода несклоняемые существительные?
Кольраби, шимпанзе, кашне, авеню, банджо, иваси,Сочи.
а) несклоняемые разного рода;
б) несклоняемые мужского рода;
в) несклоняемые женского и среднего рода.
31. Найдите глагол, не употребляющийся в форме 1-го лица единст-венного числа:
а) махать;
б) находить;
в) победить;
г) бередить;
д) заводить.
32. Определите, какие слова не являются антонимами:
а) будний день - праздничный день;
б) медленные шаги - твердые шаги;
в) чуткий сон - крепкий сон;
г) скромный подарок - богатый подарок.
33. Какая группа слов является: 1) историзмами; 2) архаизмами?
а) десница, чело, рыбарь, выя, роги;
б) бояре, темница, холоп, вождь, кафтан.
34. Соотнесите паронимы (справа) в соответствии с их лексическим значением.
I. 1. Имеющий большую длину. А. Длинный. 2. Долговременный. Б. Длительный.
II. 1. Стать бедным. А. Обеднеть. 2. Сделать бедным. Б. Обеднить.
35. В какой паре выделенное существительное в форме р. п. мн. ч. на-рушает морфологическую норму?
а) будни - будней:
б) чулки - чулок:
В) ботинки — ботинков;
г) одеяльце - одеялец;
д) плоскогубцы — плоскогубцев.
36. Отметьте, какое выражение содержит метафору:
А) Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием.
б) Кленовый лист напоминает нам янтарь. в) Горит восток зарею новой.

Список использованных источников
1. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005, 126 с.
2. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов на Дону, Феникс, 2004, 289 с.
3. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: Айрис-Пресс, 2007. - 256 с.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2009. - 378 с.
5. Тихонова В.Я. Русский язык и культура речи. – Тюмень, 2008. – 108 с.
Цена, руб.400

Заказать работу «Русский язык и культура речи (практикум и тест)»

Ваше имя *E-mail *
E-mail *
Оплата картой, электронные кошельки, с мобильного телефона. Мгновенное поступление денег. С комиссией платежной системы
Оплата вручную с карты, электронных кошельков и т.д. После перевода обязательно сообщите об оплате на 3344664@mail.ru




Нажав на кнопку "заказать", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и принимаете пользовательское соглашение

Так же вы можете оплатить:

Карта Сбербанка, номер: 4279400025575125

Карта Тинькофф 5213243737942241

Яндекс.Деньги 4100112624833

QIWI-кошелек +79263483399

Счет мобильного телефона +79263483399

После оплаты обязательно пришлите скриншот на 3344664@mail.ru и ссылку на заказанную работу.