Контрольная по отечественной истории государства и права 240с
Цена, руб. | 3000 |
Номер работы | 1163 |
Предмет | История |
Тип работы | Контрольная |
Объем, стр. | 240 |
Оглавление | 1. Русская Правда 1. Объясните следующие понятия древнерусского права: 2. Объясните какое влияние на древнерусское право оказало церковное право? В каких формах происходило это влияние? 3. В чем заключалось (если имело место) влияние византийского права на древнерусское? 4. Какие редакции и списки Русской Правды известны науке? В чем их различия? Что такое Протограф? 5. Что такое юридические и канонические сборники древнерусского права? 6. Чем определялся юридический статус свободного человека в Древней Руси? 7. Назовите особенности правового положения закупов. 8. Как меняется статус холопа от Краткой к Пространной редакции? 9. Как регулируется статус иностранцев в договорах с Византией, в Русской правде? 10. Докажите, что Русская правда отличает право собственности от права владения? 11. Перечислите способы приобретения вещных прав по Русской правде. 12. Назовите объекты вещных прав по Русской Правде. Существует ли классификация этих объектов? 13. В чем, по вашему мнению, особенность древнего понимания правовых последствий обязательства? 14. Какова основная форма заключения договоров по Русской Правде? Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. 15. Какие существенные условия договора упоминает Русская правда? 16. Каковы виды и условия договора займа? 17. Что представляет собой договор найма? Назовите виды этого договора. 18. Допускалась ли передача предметов на хранения без свидетелей? Обоснуйте свою позицию. 19. Кто осуществлял правосудие в Древней Руси? 20. Говорят, что в Древнерусском государстве суды были «общими» для всех. Согласны ли Вы с данной позицией? Ответ обоснуйте. 21. Какая форма судебного процесса существует в Древнерусском госу-дарстве? 22. Составьте таблицу, отражающую стадии древнерусского судебного процесса, основные процессуальные действия, осуществляемые на данных стадиях и субъектов, осуществляющих эти действия. 23. Назовите основные доказательства, которые упоминает Русская правда. Какие требования к ним предъявляются? 24. Решите следующие казуальные задачи, опираясь на нормы Пространной редакции Русской Правды: • Закуп Игнат служил у боярина. Он пас его скот на боярских лугах и пользовался при этом боярским конем. Однажды Игнат заснул, а проснув-шись увидел, что скотина пропала. Он вскочил на коня и пытался в течение трех дней отыскать пропавший скот. Скот он не отыскал, а лошадь загнал до смерти. • Господин послал закупа в поле пасти скот. Днем он явился туда и из-бил закупа, срывая разочарование от несостоявшейся утром сделки. Свидетелями этого оказались свободные смерды. Закуп на некоторое время потерял сознание. Разбежавшийся за это время скот был собран к вечеру, но одного коня закуп так и не досчитался. Загнав скот в господский двор, закуп запер его и сообщил о пропаже коня. Господин жестоко избил закупа. • Ремесленник приобрел на торгу у незнакомого человека красивую одежду для жены и дочерей. Сделка заключалась устно, но при ней присутствовал мытник. Впоследствии выяснилось, что вещи были украдены у соседнего купца. • У боярина Бориса пропало из хлева несколько коз. Опрос показал, что кражу совершило несколько незнакомых человек. Однако их удалось опознать как холопов князя, гостившего у своего родственника. • Проснувшись ночью, смерд Иван услышал в хлеву подозрительные звуки. Он позвал сына, вместе с которым ему удалось повязать вора. Его связали, чтобы утром доставить в суд. Однако уже на рассвете Иван увидел, что в хлеву сломана стена, и в сердцах ударил вора по голове на глазах у соседей. Вор от удара скончался. • Ночью смерд Захар пошел (уже не в первый раз) собрать тайком мед из бортных деревьев соседа. Приступил к делу, но тут на него набросился сосед, давно уже подозревавший Захара в кражах меда. В завязавшейся драке сосед был убит Захаром. Соседи видели, как Захар смывал кровь с одежды недалеко от места убийства. • Ночью смерд Захар пошел (уже не в первый раз) собрать тайком мед из бортных деревьев соседа. Приступил к делу, но тут на него набросился сосед, давно уже подозревавший Захара в кражах меда. В завязавшейся драке сосед был убит Захаром. Свидетелей убийства нет, но вдова соседа уверенно обвиняет Захара перед судом, не имея возможности предъявить доказательства. • Челядин боярина Глеба давно жалел, что нанялся к жестокому хозяину. Воспользовавшись знакомством с иноземным купцом, он попросил того взять его к себе. Купец согласился и укрыл челядина. Однако на четвертый день после объявления на торгу о пропаже челядина Глеб увидел своего челядина, который уже покидал город вместе с купече-ским караваном. • После смерти боярина Василия осталась вдова Февронья, а также дети от первого брака. Кроме того, остался сын от Василия у холопки. В завещании Василия приданое первой жены, оказалось отписанным Февронье. Она также претендует на участие в наследстве наравне со своими детьми, особо упирая на то обстоятельство, что дети еще маленькие, и она должна иметь средства на их содержание. 25. Сравните и проанализируйте текст первых двух статей Краткой и Про-странной редакции Русской правды. 26. Предложите собственные ситуации, составленные на основе текста Пространной редакции Русской Правды (НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ). Задача 1. В 1043 г. княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит купцом Воиславом и его холопами. Во втором смерд Вышата убил жителя соседней деревни в драке, вызванной спором из-за межи. Каким будет решение суда по этим делам? Задача 2 15 апреля 1101 года смерд Илья во время драки со своим соседом Борисом, произошедшей на почве ссоры, убил его без умысла лишения жизни. Будет ли он наказан? Если да, то как? Может ли община помочь ему? Задача 3 Купец, заняв денег и накупив товаров, отправился торговать морем. В пути потерпел кораблекрушение и все товары погибли. При возвращении домой, кредиторы стали требовать с него возврата стоимости товаров. Тема 2. Псковская судная грамота 1. Объясните следующие понятия и термины: • Кормля • Живот • Отчина • Приказник • Позовница • Изорник • Половник • Покрута • Доска • Запись • Братчина • Посадник • Подверник • Поличное • Наймит • Наход • Рядница • Пошлина 2. Назовите основные источники права Новгорода и Пскова. 3. Проведите сравнительную характеристику правового положения новгородских и псковских князей? 4. В чем состояли особенности правового положения изорников по Псковской Судной Грамоте (далее – ПСГ)? 5. Существует ли в ПСГ классификация объектов вещных прав? 6. Какие виды договора займа предусматривает ПСГ? В чем особенности каждого из видов? 7. Каков порядок оформления договора хранения по ПСГ? 8. Назовите основные черты наследственного права по ПСГ? 9. Какие процессуальные действия осуществляли судебные приставы? 10. Какие способы выявления истины использовались в псковском суде? 11. Как выглядит институт судебного представительства во Пскове? 12. Решите следующие задачи-казусы, опираясь на нормы ПСГ: • Карп владел участком пашенной земли в течение 5 лет. За это время он построил дворовые постройки, постоянно вносил улучшения в землю. На 6 год его вызвали в суд, где лежала челобитная от лица, претендующего на эту землю. • Федор скончался, оставив рукописание. В нем указывались наследники, в число которых, помимо матери и сына, входил не относящийся к числу родственников Сергей. Кредиторы Федора потребовали, чтобы все наследники, упомянутые в завещании, разделили между собой поровну обязанности по выплате долга. Никаких специальных указаний по долгам Федор не оставил. • Андрей одолжил Григорию серебра на 10 рублей. Оформили сделку доской и закладом в виде хорошего коня. Когда подошел срок возврата долга, Григорий показал суду, что денег никаких не брал, а конь ему не принадлежит. • Когда судебный пристав вошел во двор Федора для проведения обыска с целью найти украденную вещь, жена Федора испугалась и от страха потеряла ребенка. • Иван пришел во двор Кузьмы вместе с судебным приставом для того, чтобы присутствовать при описании имущества в счет невыплаченного долга. Но там не удержался и самовольно забрал в счет долга несколько ценных вещей. • После смерти Марфы ее родственники стали требовать у мужа ее вещи и ценности. • Изорник собрался уходить с земли Алексея в Филиппов день. Алексей не может представить послухов, в подтверждение того, что изорник брал у него покруту. 13. Составьте собственные ситуации, основанные на тексте Псковской судной грамоты (НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ). • В 1405 г. в псковском суде слушалось дело об иске боярина Вышаты к псковскому «мужу» Вячеславу о возврате земельного участка, которым Вячеслав пользовался с 1395 г. Вячеслав на суде показал, что этой землей он владеет десять лет, и никто не заявлял своих прав на нее. Слова Вячеслава подтвердили 5 его соседей, людей с доброй славой. Каким будет решение суда по данному делу? • Иван подал иск в суд, сославшись на послуха Андрея, который в суд не явился. • Иван, работал дворовым работником по найму, и раньше договоренного срока решил оставить работу. Тема 3. Судебник 1497 года. 1. Объясните следующие понятия и термины: • Лихой человек • Лихое дело • Ведомый лихой человек • Головной тать • Государский убойца • Доводчик • Докладной список • Кормление • Пересуд • Полетная грамота • Поле • Посул • Ябедничество • Путь 2. Какими источниками права пользуется суд кормленщика? 3. Объясните как определялось содержание кормления? 4. Составьте схему центральных судебно-административных органов с указанием их права и обязанностей в качестве судебных органов? 5. Перечислите виды документов, выдаваемых судами, названных Судебником? Охарактеризуйте данные документы. 6. Что такое «суд боярский»? Каково его значение? 7. Какие виды кормлений выделяет Судебник? 8. Как определены задачи наместника в Белозерской грамоте? 9. Что и как регулирует Губная грамота? 10. Опишите порядок отпуска холопа на волю. 11. Объясните почему Судебник закрепляет практику отпуска холопов на волю? 12. Согласны ли Вы с позицией исследователей, характеризующих Судебник как важный этап закрепощения крестьян? Позицию обоснуйте. 13. Как Судебник называет тяжкое преступление? Какие преступления считаются тяжкими (перечень)? 14. Что такое розыскной процесс? 15. Составьте таблицу со сравнительной характеристикой розыскного и состязательного процесса. Позиции для сравнения подберите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 7). 16. О каких видах доказательств идет речь в записи о душегубстве? 17. Как регулируется в Судебнике институт приобретательской давности? Как это связано с регулированием вопроса об исковой давности? 18. Решите следующие казуальные задачи, опираясь на нормы Судебника 1497 года: • Иван слыл в глазах людей лихим человеком. Однажды он попался с поличным после совершения кражи. • У человека, пойманного с украденным, обнаружили на спине следы кнута, свидетельствующие о том, что он уже подвергался наказанию за кражу. • Купец Алексей взял ссуду у купца Бориса и отправился с товаром на ярмарку. По пути на караван напали разбойники и похитили весь товар. • Между боярами Алексеем и Борисом возник спор по поводу участка земли на границе владений. При этом было установлено, что боярин Алексей в течение 4 лет обрабатывал этот участок, как часть своей земли. • Федор купил на торгу новую телегу у незнакомца. При заключении сделки присутствовали три добропорядочных свидетеля. Через некоторое время Сергей подал в суд иск о возвращении ему украденной телеги. • Боярин, имеющий кормление с судом боярским, рассмотрел дело о разбое и вынес приговор без участия дворского, старосты и лучших людей. 19. Сформулируйте собственные ситуации, используя положения Судебника 1497 г., Белозерских грамот (НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ). - Крестьянин Спиридон, вызванный в качестве послуха, отказался явиться в суд. При этом он сослался на незнание обстоятельств рассматриваемого там дела. Может ли суд привлечь к ответственности крестьянина Спиридона? - Житель города Коломны Иван Машков нанялся в работники к купцу Щелконову на хозяйский харч и три рубля сроком на один год. По истечении шести месяцев Машков решил уйти и потребовал половину годового жалованья. Получив отказ, он подал на Щелконова в суд. Какое решение должен вынести суд по данному иску? - Козы Марфы зашли на соседский огород и съели всю капусту. Тема 4. Судебник 1550 года. 1. Личность Ивана IV Грозного часто называют противоречивой, опираясь на характеристику его двоякой политики, сложное детство и тяжелый характер. А какое мнение на этот счёт сложилось у Вас? Положительное или отрицательное влияние оказал первый русский царь на развитие Русского государства? Ответ обоснуйте. Приведите исторические примеры из жизни и государственной деятельности Ивана Грозного, подтверждающие Вашу позицию (НЕ МЕНЕЕ ДВУХ). 2. Дайте понятие и опишите основные признаки «опричнины». Для чего, по Вашему мнению, Иван Грозный ввёл данную систему? Какую роль сыграло данное явление в утверждении самодержавия в России? 3. Составьте сравнительную таблицу, характеризующую Судебник 1497 и Судебник 1550. Позиции для сравнения выберите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 15). 4. Объясните понятия “Юрьев день” и “пожилое”. Какое влияние оказали данные нововведения для жизни русского общества того периода? 5. Историки и правоведы, характеризуя период правления Ивана Грозного, говорят о явлении усиления наказаний за нарушение права феодальной собственности. В чём это выражалось? 6. Каким образом выразилось ограничение прав наместников? Кто такие наместники? 7. Объясните понятие «тархан». Для чего они были введены? Каким образом были отменены? 8. Что такое вотчинные суды? Каков порядок их деятельности? 9. Объясните размеры и порядок взимания пошлин и сборов на Руси XVI века. 10. Какова система наказаний по Судебнику 1550 года? Каковы цели наказаний? Подробно охарактеризуйте один из видов наказаний по собственному выбору. Тема 5. Соборное Уложение 1649 года. 1. Объясните следующие понятия и термины: • Губа • Поземельная дача • Извет • Общая ссылка • Правеж • Приставная память • Ссылка из виноватых • Беломестцы • Вотчина • Челобитная • Служилая • Крепость • Старинный холоп • Тягло • Слобода 2. Кратко изложите порядок разработки и принятия Соборного Уложения. Какие источники легли в основу его норм? 3. В каких случаях ратный человек мог лишиться вотчины? Поместья? 4. О каких преступлениях ратных людей и против ратных людей толкует Соборное уложение? 5. Кто относился к посадским людям? Какие ещё категории населения упоминает Соборное Уложение? 6. Кто мог владеть лавками и др. недвижимостью на посаде? Каково ус-ловие такого владения? 7. Как регулируется порядок возврата беглых крестьян? Какое наказание грозило крестьянину, бежавшему от своего хозяина? Кто принимал решение о применении того или иного вида наказания? Кто исполнял, вынесенное решение о наказании? 8. Составьте таблицу, отражающую все виды вотчин, названных в Соборном Уложении, их характеристику, а также отличия одного вида от других. 9. Как регулировались вопросы наследования вотчин? 10. Что такое поместное землевладение? Как определялся его юридиче-ский статус? 11. Составьте сравнительную таблицу вотчины и поместья. Позиции для сравнения выберите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 10). 12. Историки говорят о сближении статуса вотчин и поместий в XVII веке. Согласны ли Вы с данным утверждением? Ответ обоснуйте. 13. Как Соборное уложение развивает представления об ответственности за причинение вреда имуществу частных лиц? 14. Что такое «сервитут»? Какая классификация сервитутов предложена в Соборном Уложении? 15. Какое понятие договора даёт Соборное Уложение? Какие формы договора оно предусматривает? 16. Есть ли в Соборном уложении общий термин, определяющий понятие преступления? Ответ обоснуйте. 17. Как развиваются в Соборном уложении вопросы субъективной стороны преступления? Объективной стороны? Ответ обоснуйте. 18. Дайте подробную характеристику одной из стадий судебного процесса по Соборному уложению. 19. Разрешите предложенные ситуации, используя нормы главы X Соборного Уложения 1649 года: • Желая отомстить судье, Захар нанес ему тяжкие телесные поврежде-ния. • Василий, находясь в отъезде по государевой службе, не явился в суд после доставки в его дом трех зазывных грамот. • Площадной подьячий Андрей поссорился с братом Сергеем из-за на-следства. После женитьбы Сергея на красавице Ирине Андрей совсем сошел с ума от зависти. Однажды после веселой пирушки пьяный Андрей в компании двух товарищей отправился на двор к брату. Сломав ворота, они ворвались во двор, разрушили сарай и стали рваться в дом, выкрикивая оскорбления в адрес Ирины. Сергей выскочил из дома и вступил в драку с нападавшими. От нанесенного им удара один из товарищей Андрея скончался на месте. Повязав двоих оставшихся, Сергей отвез их и труп третьего к судье. Все это происходило на глазах у соседей, поскольку ворота были сломаны. • Служилый, стоявший на квартире в Твери, был срочно послан с поручением в Новгород. Его имущество осталось на квартире, но на составление кабалы времени не было. После возвращения он подал в суд иск на хозяина своей квартиры. В челобитной говорилось, что хозяин не желает возвращать драгоценности, приобретенные служилым для жены. Сыск показал, что драгоценности были проданы служилым человеком одному из горожан. • Однажды Василий в сердцах публично угрожал соседу, что сожжет его гумно. Испугавшись, сосед отправился в приказ с письменной жалобой на угрозы. Василий был схвачен властями, но отпущен в тот же день под поручительство друга. Через неделю у соседа сгорело гумно. • Земля соседей, которая уже несколько лет не обрабатывалась, не давала покоя Федору. Однажды весной он засеял эту землю в надежде, что потом сможет доказать, что именно он пользовался ею. Однако соседи не желали терять землю и заявили в суд. Тогда Федор потоптал посевы. • Афанасий решил сжечь старую солому на своей стерне. Он выбрал безветренную погоду, но, когда огонь разгорелся, налетел смерч, который перенес огонь на еще не убранное поле соседа. • Два старожильца спорят о том, кому принадлежит двухметровая полоса вдоль заросшей межи. Никаких доказательств ни одна из сторон представить не может. • Иван давно собирался расчистить свой лес под пашню. Сделав это, он заодно уничтожил сенные покосы Андрея. • По договоренности с площадным подьячим, Сергей составил заемную кабалу на Андрея. Потом он пригласил его в гости и, крепко напоив, заставил силой подписать документ. Через три дня Андрей узнал о существовании документа и подал на Сергея в суд. • Федор имел высокий дом в городе и постоянно приказывал слугам сметать с крыши листья на крышу стоящего рядом дома соседа. Когда сосед пожаловался в суд, выяснилось, что дом Федора стоит на меже. 20. Составьте свои варианты ситуаций, используя нормы Соборного Уложения 1649 год • Стрелец Стремянного приказа Яков Петров в 1662 г. подговаривал своих товарищей поднять бунт против царя, обвиняя того в скупости и нежелании платить стрельцам повышенное жалование. Арестованный, он отказался признать себя виновным, несмотря на очную ставку со свидетелями его умысла. Каковы будут действия суда и какое наказание ожидает Якова по Соборном Уложению 1649 г.? • В 1715 г. помещик Корней Прокофьев, умирая, завещал разделить свою вотчину (200 крестьян и 1500 десятин земли) поровну между тремя своим сыновьями. Старший сын Прокофьева Иван подал в суд челобитную, в которой опротестовал завещание отца. Имеет ли Иван Прокофьев шанс выиграть дело? Каким будет решение суда в данном случае? • 27 января 1682 г. монастырский крестьянин Сидоров сбежал и поселился на льготе у помещика Семенова. Вместе с ним сбежали два брата с женами и детьми. Игумен монастыря потребовал выдачи беглых крестьян. Какими нормами права следует руководствоваться при решении казуса? Какие органы власти должны решать спор и почему? Тема 6. Артикул Воинский и развитие уголовного права. 1. Объясните следующие термины и понятия: • Шпицрутены • Профос • Шпиталь • Заключение в железа • Охранительный лист • Пас • Шельмование • Лишение чести, пожитков и живота • Пасквиль • Нужное оборонение 2. В истории, рассматриваемого периода, имело место явление, получившее название Стрелецкий бунт 1698 г. Охарактеризуйте это общественное явление. Назовите его причины, развитие, подавление, последствия и роль для российской истории. 3. Говоря о личности Петра I, правоведы часто используют характеристику «Великий реформатор». Как Вы думаете почему? Согласны ли Вы с данной характеристикой личности Петра I? Ответ обоснуйте. 4. Петр I отличался крайней жесткостью своих методов, но, не смотря на это, период его правления характеризуется крайне положительно. Приведите примеры положительных и отрицательных государственных решений Петра (МИНИМУМ ПО ДВА ПРИМЕРА). Объясните, почему Вы относите эти решения к положительным / отрицательным. 5. Приведите статьи Артикула, в которых используется термин «преступление». Какие однокоренные термины использует Воинский артикул? Что подразумевает данный термин? 6. Какие формы вины называет Артикул? Зависит ли наказание от формы вины? Ответ обоснуйте. 7. В каких случаях лицо, совершившее противоправное деяние, освобождается от наказания? 8. Как определена в Воинском артикуле необходимая оборона? 9. Назовите основные виды преступлений. Охарактеризуйте подробно один из видов на Ваш выбор. 10. Назовите цели и виды наказаний. Охарактеризуйте подробно один из видов на Ваш выбор. 11. Что подразумевает под собой понятие «квалифицированного» наказания? Приведите примеры. Назовите статьи Артикула, подтверждающие Вашу позицию. 12. Дайте решения предложенных ситуаций, используя нормы Артикула: • На солдата Алексея донесли, что он пытался заговорить свое ружье перед боем. • Марфа уплатила чародею за то, чтобы он навел порчу на соперницу Ольгу. Когда Ольга стала чахнуть, нашлись люди, которые донесли на Марфу и чародея. • Когда у Федора умерли жена и дочка, он разгневался на Бога и перестал ходить на службу в церковь. Однажды он стал громко смеяться над идущими на службу и кричать, что Бога нет, а если есть, то он его презирает. Об этом донесли властям. • Офицер Александр регулярно являлся к молитве в нетрезвом виде. Глядя на него, некоторые младшие офицеры тоже стали позволять себе вы-пить перед молитвой. О поведении офицера Александра донесли в полковой кригсрехт. • Дворянин Иван, будучи офицером, вел тайную переписку со знакомым иностранцем, с которым познакомился во время обучения в Европе. Переписка попала в руки недоброжелателям в период, когда Россия находилась в состоянии войны со страной пребывания корреспондента. • В письме к брату офицер Борис жаловался на то, что в полку нет по-рядка, а жалованье не выплачивали уже 3 месяца. • Несколько рядовых вместе с офицером собрались для того, чтобы написать общую челобитную о предоставлении им отпуска. Об этом донесли в кригсрехт. • Двое рядовых подрались. Во время драки один из них позвал на по-мощь своих однополчан, которые присоединились к драке. • Офицер Алексей публично, без видимых причин выкрикивал оскорбительные слова в адрес другого офицера. • Офицер Игнат, которого нечаянно толкнул офицер Борис, задев при этом свежую рану, в сердцах крепко обругал его при свидетелях. • Федор задумал убить Сергея. Он подстерег его вечером и жестоко избил, надеясь, что смерть от ран наступит не скоро, а, значит, об убийстве речи не пойдет. От полученных ран в затылочной области Сергей скончался через 5 дней. Соседи показали на Федора, зная о злобе, которую тот таил на умершего. • Федор задумал убить Сергея. Он подстерег его в темноте и напал с ножом. В завязавшейся драке Сергей успел вынуть нож, на который и наткнулся Федор. Случайные свидетели подтвердили ход событий. • Во время учебных стрельб один из солдат пошел осмотреть мишени, ничего никому не сказав. Чтобы поправить мишень, он обошел ее сзади, а в это время был сделан еще один залп, от которого солдат получил смертельные ранения. • Для того, чтобы угостить товарищей, солдат украл в деревне 3 гусей. • Для того, чтобы вернуть долг, солдат украл у товарища 3 рубля. • Солдат нашел в походе и присвоил кошелек с 3 рублями. Товарищ увидел это и донес командиру. 13. Составьте собственные варианты ситуаций, используя нормы Артикула (НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ). • Солдат Ростовского полка Никита Бобылёв предстал перед военным судом по обвинению в утрате своего мундира. На суде он показал, что, будучи пьяным, продал свой мундир купеческому сыну Алексею Антипину. • В 1720 году два солдата артиллерийской команды были схвачены воин-ским караулом при попытке вооружённого грабежа. Какое решение должен вынести суд? • Дворовый человек петербургского вельможи Спиридон рубил лес на не принадлежащем его господину участке. Указанную порубку остановил проезжавший мимо полицейский поручик. Разъярённый Спиридон бросился с топором на поручика. Поручик зарубил Спиридона саблей. Вельможа потребовал наказания поручика за убийство его человека. Поручик находился в состоянии необходимой обороны и поэтому наказания не несёт (арт.156) Тема 7. Краткое изображение процессов или судебных тяжеб. Указ «О форме суда». 1. Объясните значение следующих понятий и терминов: • Кригсрехт • Генеральный кригсрехт • Асессоры • Аудитор • Сугубый процесс • Повещание • Ответ • Сентенция • Салф-кондукт • Своевольное признание • Негодные и презираемые свидетели • Распрос с пристрастием • Отрекаться от своей скаски • Доводное подозрение 2. Что такое смешанный процесс? Составьте сравнительную таблицу смешанного, розыскного и состязательного процессов. Позиции для сравнения выберите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 10). 3. Нарисуйте схему системы военных судов, нашедшей отражение в Кратком изображении? Опишите подсудность каждой инстанции. 4. Назовите стадии судебного процесса по Краткому изображению и Указу. Подробно охарактеризуйте одну из стадий на Ваш выбор. 5. Назовите стороны и других участников судебного процесса. Подробно охарактеризуйте одну из сторон, либо других участников процесса на Ваш выбор. 6. Назовите основные процессуальные документы. Подробно охарактеризуйте один из данных документов на Ваш выбор. 7. Какой принцип процесса закреплен в Кратком изображении? Каким образом он смягчается в указе «О форме суда»? Ответ обоснуйте. 8. Какая система доказательств закреплена в Кратком изображении? Какие требования к ним предъявляются? 9. Каковы методы получения доказательств? Ответ обоснуйте. 10. Кто может быть свидетелем в суде? Как оцениваются свидетельские показания? 11. Опишите, каким образом выносится и исполняется приговор на основе Краткого изображения и Указа. 12. Решите предложенные ситуации, используя нормы Краткого изображения и Указа: • Офицер Преображенского полка хулительными словами отзывался о Государе, поскольку выплата жалованья в полку была задержана на три месяца. Полковой кригсрехт приговорил его к шельмованию. • Ответчик в споре из договора займа перед принесением присяги заявил перед судом, что один из членов полкового кригсрехта обязан свойством челобитчику. • В ответ на жалобу челобитчика, произнесенную в суде, ответчик так же кратко произнес свои возражения. После этого стороны обменялись возражениями еще раз. Внезапно челобитчик вспомнил, что не сообщил суду еще об одном важном свидетеле. • После обмена заявлениями между челобитчиком и ответчиком суд приступил к исследованию названных сторонами доказательств и назначил сторонам день явки в суд. Однако в указанный день ответчик заболел и по-слал вместо себя в суд адвоката. • Когда челобитчик привел к очной ставке своего свидетеля, возражений ни у кого не последовало. Свидетель был допущен к присяге. Через некоторое время ответчику стало известно, что этот свидетель ранее был объявлен в суде нечестным человеком. • В качестве доказательства своей правоты челобитчик смог сослаться только на записи в купецких книгах ответчика. • Судья назначил человеку деликатного сложения жестокую пытку, не имея к тому особых причин и подозрений. Испытуемый умер под пыткой. 13. Предложите собственные ситуации, составленные на основе текста Краткого изображения и Устава (НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ). • По подозрению в причастности к убийству по косвенным уликам был «жестоко пытан» поручик Хмельнов, однако вину свою не признал. Допустимо ли применение к нему пытки по этому поводу снова? • По делу об обвинении офицера Лопухина в дезертирстве мнения судей генерального суда разделились. Какой должен был быть вынесен приговор в случае такого противоречия? Как решалось дело, если мнения судей разделялись поровну? Сколько судей предположительно присутствовало на процессе? • Военный суд рассматривал ссору двух прапорщиков, в которой один нанес другому ножевое ранение. Во время суда выяснилось, что потерпевший дружил с поручиком (членом суда), а обвиняемый в нанесении ранения – родственник адъютанта. Кто из членов суда должен был обнаружить этот факт и каковы были его предложения суду? Тема 8. Российское государство в первой половине XIX века. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. 1. Дайте объяснение понятию «майорат». Для чего он необходим? 2. Александр I во время своего правления издал серию указов о придворных званиях и экзаменах на гражданские чины. Что именно и как они регулировали? Какое значение имели для становления государства? Ответ обоснуйте. 3. Дайте объяснение следующим понятиям: • Епархия • Монастырь • Скиты • Пустони Что объединяет все вышеперечисленные термины? 4. Чем характеризуется почетное гражданство? 5. Помещичьи, государственные, «экономические», удельные крестьяне. Дайте характеристику каждому из приведённых видов крестьянского сословия. Какими правовыми документами регулировалось их правовое положение? Положение какого из видов было самым тяжёлым? Ответ обоснуйте. 6. Начало XIX века в истории России связано со страшными событиями на Сенатской площади Санкт-Петербурга, получившими название «восстание декабристов». Какими причинами были вызваны данные волнения, как они проходили, каким образом были подавлены? Кто такие декабристы? Каких политических взглядов они придерживались? Каково Ваше отношение к данным событиям? Ответ обоснуйте. 7. С именем М. М. Сперанского связан целый ряд реформ и изменений. Назовите эти реформы. Охарактеризуйте последствия данных изменений для государства и права. 8. Выполнением каких функций занималась Собственная Его Императорского Величества Канцелярия? 9. Опишите, каким образом осуществлялось государственное управление на местах. Перечислите все местные органы власти и их функции. Какими правовыми документами регламентировалась их деятельность? Как изменялось положение этих органов во времени? 10. В XIX веке произошло особенное событие в истории российского права – систематизация законодательства. Кем и каким образом она была осуществлена? Какое значение, по Вашему мнению, имела? Ответ обоснуйте. 11. Какое понятие терминов «преступление» и «проступок» давало Уло-жение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.? 12. Уложение предусматривает ответственность за государственные пре-ступления, преступления против религии и порядка управления. Что это за преступления? Приведите минимум по три примера преступлений каждого из перечисленных видов. Какие наказания за них предусматривались? 13. Дайте определение понятиям «каторга» и «ссылка». В чём состоят их отличия? Каким образом происходила организация каторги и ссылки в XIX веке? 14. Что такое «политический сыск»? Дайте характеристику данного явления. Как организовывался политический сыск? 15. В чём заключались функции жандармского управления? Тема 9. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы органов государственного управления 60-х – 70-х гг. ХIХ века. 1. Конец ХIХ века в истории отечественного государства и права связан с главной реформой целой эпохи – отменой крепостного права. Опишите каким было отношение к отмене крепостного права различных слоев российского общества накануне отмены крепостничества? 2. Что такое сельский сход? Какими полномочиями он обладал? 3. Объясните основные понятия крепостной реформы: • Уставная грамота • Мировые посредники • Временно обязанные • Крестьяне-собственники • Выкупные платежи • Земельный надел 4. Каким образом происходило выделение наделов и расчёт выкупных платежей в соответствии с положениями Указа Александра II об отмене крепостного права? 5. Кроме крепостной реформы в конце ХIХ столетия проведён ещё целый ряд значимых государственных реформ в различных сферах государственной и общественной жизни. Перечислите их. Одну из реформ на Ваш выбор охарактеризуйте подробно. 6. Объясните понятие «заповедная собственность». В чём её значение? 7. Среди особенностей гражданского права данного периода выделяются ограничения в распоряжении земельной собственностью и ограничение свободы договоров. В чём заключаются эти ограничения? Для чего, на Ваш взгляд, они были установлены? Ответ обоснуйте. 8. В семейном праве ХIХ века появляются ограничения вступления в брак по возрасту и числу раз. Что это означает? Для чего понадобилось ввести это положение? Ответ обоснуйте. 9. Предусмотрено ли в семейном праве исследуемого периода возмож-ность развода? 10. Что такое каноническое право? Что оно регулирует? 11. В уголовном праве присутствует ответственность за попытку само-убийства. В каком случае она наступала? Как Вы оцениваете данное ново-введение? Тема 10. Российская империя и право в начале ХХ в. 1. Какие формы общественных движений существуют на рубеже XX ве-ка? Каковы их политических взгляды и методы борьбы за власть? 2. Охарактеризуйте с правовой точки зрения события 1905-1907 гг. в нашей стране. Обозначьте положительные и отрицательные стороны этих событий (МИНИМУМ ПО ТРИ). Объясните свою позицию. 3. В чём заключались реформы Совета Министров и Государственной думы. Какое значение для эволюции государства и права имели? 4. Проведите анализ Государственного переворота 3 июня 1907 г. Почему потерпели крах все попытки создания парламентской монархии в стране? Ответ обоснуйте. 5. В начале XX века под руководством П. А. Столыпина были проведены значительные реформы. В чём они заключались? Какое значение имели? 6. В российском праве происходит изменение понятия закона. С чем это связано? Как теперь определяется «закон»? 7. Что такое «больничные кассы»? Для чего и каким образом они появились? 8. Во времена Первой Мировой войны в российском государстве происходят неизбежные изменения в аппарате управления, системе государственных органов и праве. Назовите и охарактеризуйте эти изменения? 9. Составьте сравнительную таблицу деятельности первых трёх Государственных Дум. Позиции для сравнения выберите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 10). Обязательно укажите партийный состав Государственной Думы первых трёх созывов. Тема 12. Возникновение советского государства и права (октябрь 1917 – весна 1918 гг.). 1. Какое значение для истории отечественного государства и права имел Второй Всероссийский съезд Советов? Какие значимые государственные решения на нём были приняты? 2. Назовите первые декреты Советской власти. Один из них, на Ваш вы-бор, охарактеризуйте более подробно. 3. Нарисуйте схему органов государственного управления Советского государства с указанием полномочий и способов формирования. Один из органов, на Ваш выбор, охарактеризуйте более подробно. 4. Какое место в системе органов власти занимало Учредительное Собрание? Для чего оно было создано? Какими полномочиями обладало? По какой причине был осуществлён его «разгон»? 5. Какие решения были приняты на III съезде Советов? Какое значение имели эти решения? 6. Проведите юридический анализ «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». 7. По каким принципам происходило формирование советских вооруженных сил? 8. Назовите органы управления советской Армией. Какие функции на них были возложены? 9. Какое значение имел декрет “Социалистическое отечество в опасно-сти” 21 февраля 1918 г.? 10. Перечислите и охарактеризуйте принципы нового судебного права. 11. В 1918 году была принята первая Конституция РСФСР. Назовите особенности данного документа и подробно охарактеризуйте его структуру. 12. Для данного периода советской истории характерно понятие «социа-листическое правотворчество». Что это означает? 13. Назовите основные правовые акты, регулирующие основные сферы общественной жизни в РСФСР. Один из них, на Ваш выбор, охарактеризуйте более подробно. 14. Каким было отношение советского правительства к дореволюционному праву? 15. Какое влияние на жизнь советского общества оказало введение всеобщей трудовой повинности? Каково Ваше мнение по данному вопросу? Ответ обоснуйте. 16. Одним из самых интересных правовых актов изучаемого периода стал декрет ВЦИК «Об отмене наследования». Что он предусматривал? Каково Ваше мнение о сложившейся правовой ситуации после принятия данного документа? Ответ обоснуйте. Тема 13. Советское государство и право в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918 – 1920 гг.). 1. Для решения задач военного времени были расширены полномочия существующих органов власти и созданы дополнительные органы узкой направленности. Назовите указанные органы и их полномочия. 2. В годы гражданской войны появляется принципиально новая для со-ветского государства система военной юстиции. Что эта за система? Чем она занималась? Каковы её особенности? 3. Чем характеризуется политика военного коммунизма? Как она была закреплена в праве? 4. В годы гражданской войны происходит отмирание институтов граж-данского права. Объясните данное положение, подкрепив его ссылками на соответствующие правовые источники. 5. В соответствии с руководящими началами по уголовному праву РСФСР 1919 г. определение преступления происходило с классовых пози-ций. Что это означает? 6. Назовите виды преступлений. Один из них, на Ваш выбор, охарактеризуйте более подробно. 7. Охарактеризуйте правовую политику белогвардейских правительств. В чём она принципиально расходилась с политикой «красного» Советского государства? Составьте на основе проведённого анализа сравнительную таблицу. Позиции для сравнения выберите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 10) 1. Каким образом произошёл разгром «белого» движения? 10. Дайте правовую оценку феномена Дальневосточной республики. По-чему её называют «буферным государством»? Возможно ли было дальнейшее самостоятельное существование данной республики как самостоятельного государства? Тема 14. Советское государство и право в 20-е годы. 1. Данный период истории характеризуется борьбой за внутрипартийное единство в РКП (б). Каким образом она проходила? Каким образом была разгромлена внутрипартийная оппозиция? Каковы итоги борьбы для политической системы государства? 2. Дайте понятие следующим процессам: • Бюрократизм • Спецеедство • Выдвиженчество • Коренизация управления Что объединяет вышеперечисленные явления? Ответ обоснуйте. 3. Что такое НЭП? В чём была необходимость её введения? Назовите её основные особенности и итоги. Определите положительные и отрицательные стороны НЭП (МИНИМУМ ПО ТРИ). Объясните свою позицию. 4. В 20-е гг. идет процесс создания новых ведомств отраслевого управления. Назовите эти ведомства. Одно из них, на Ваш выбор, охарактеризуйте более подробно. 5. В чём заключалась политика укрепления государственно-социалистической экономики? Каковы итоги этой политики? 6. На данном отрезке советской истории произошло создание и становление советской прокуратуры и адвокатуры. На каких принципах это произошло? 7. Дайте правовую характеристику доктрине «революционной законно-сти». Каково Ваше мнение о целесообразности применения данной доктри-ны? Ответ обоснуйте. 8. Советское государство вело ожесточённую борьбу с церковью. Какие правовые и внеправовые методы применялись в этой борьбе? Кто вышел победителем? 9. Укажите и охарактеризуйте причины образования СССР. 10. Составьте хронологическую шкалу вхождения республик в состав СССР. 11. Нарисуйте схему союзных органов государственного управления с указанием их полномочий и порядка формирования. Один из них, на Ваш выбор, охарактеризуйте более подробно. 12. Дайте юридическую оценку Декларации и Договора об образовании Союза ССР. Для чего было необходимо принятие данных документов? 13. В 1924 году принимается первая Конституция СССР. Назовите осо-бенности данного документа и подробно охарактеризуйте его структуру и содержание. Каково значение данного документа для истории отечественного государства и права? 14. Каким образом произошло разграничение компетенции союзных и республиканских органов власти? 15. Проведите сравнительный анализ общесоюзных, объединенных и республиканских наркоматов. По результатам этого анализа составьте таблицу. Позиции для сравнения определите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 7). 16. В чём заключался переход от революционной целесообразности к революционной законности? Ответ обоснуйте. 17. Объясните необходимость кодификации законодательства 1922 – 1924 гг. На основе каких принципов она осуществлялась? 18. Назовите все правовые акты, принятые в результате кодификации законодательства в 20-е гг. Один из них, на Ваш выбор, охарактеризуйте более подробно. Тема 15. Советское государство и право в период становления и разви-тия авторитарного режима (конец 20-х – начало 50-х гг.). 1. Назовите и охарактеризуйте отличительные черты политического строя 30-х гг. 2. Объясните понятие «партийно-бюрократическая номенклатура». Как происходило её формирование? 3. В исторических текстах профсоюзы и комсомол называют «приводными ремнями» партии. Как Вы понимаете это высказывание? 4. Период истории конца 20-х – начала 50-х гг. можно охарактеризовать как период, ознаменованный культом личности Сталина. В чём это выражалось? Как Вы думаете положительное или отрицательное значение оказывает на развитие государства и права режим личной диктатуры? Ответ обоснуйте. 5. Дайте понятие «индустриализация». Каковы цель, темпы и итоги индустриализации страны? 6. Обозначьте сущность процесса принудительной коллективизации сельского хозяйства. Каковы итоги этого процесса? 7. Какими методами в СССР были решены вопросы безработицы и массовой неграмотности? 8. Перечислите основные направления внешнеполитической деятельности СССР. Одно из них, на Ваш выбор, охарактеризуйте более подробно. 9. С самого начала существования СССР происходит "огосударствление" контроля. Какие сферы государственной и общественной жизни затронуло это явление и в чём его суть? 10. В 1939 г. произошёл переход от территориально-милиционной к кадровой системе комплектования вооружённых сил. Для чего, по Вашему мнению, был произведён данный переход? Проведите сравнительный анализ обеих систем комплектования. По результатам этого анализа составьте таблицу. Позиции для сравнения определите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 5). 11. Назовите причины, механизм и последствия массовых репрессий 30-х гг. Каково Ваше мнение относительно данного явления? Ответ обоснуйте. 12. Дайте понятие системе ГУЛАГ. Обозначьте характерные черты этой системы. В чём была необходимость создания ГУЛАГ? 13. С помощью каких правовых средств Советское государство боролось с детской беспризорностью? 14. Объясните положение Советского уголовного права, предусматри-вающее институт «опасного состояния». 15. Осуществите юридический анализ Положения о лагерях. 16. Каким образом произошло упрощение, уничтожение формальностей в уголовном процессе 30-х гг.? 17. Составьте сравнительную таблицу по результатам правового анализа Конституции СССР 1936 г. и Конституции СССР 1924 г. Позиции для сравнения выберите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 20). 18. Нарисуйте схему общесоюзных органов власти по Конституции СССР 1936 г. с указанием полномочий и способа их формирования. 19. Дайте общую характеристику Конституции РСФСР 1937 г. Какое значение имел этот документ для истории отечественного государства и права? 20. Каким образом произошло превращение страны в единый боевой лагерь во время Второй Мировой войны? 21. Для наиболее эффективного противостояния нацистскому блоку была произведена полная перестройка государственного аппарата. В чём это выражалось? 22. Вторая Мировая война вызвала необходимость не только изменений в сфере государственных органов, но и в отраслях права. Какие изменения в праве были осуществлены? Для чего? Ответ обоснуйте. 23. Влияние каких внешних и внутренних факторов, обусловили измене-ния в государственном аппарате в послевоенные годы? Ответ обоснуйте. 24. После Второй Мировой войны произошло переименование высших государственных органов. Какие органы были подвергнуты этой процедуре? С чем это было связано? 25. Под влиянием послевоенной обстановки государство внесло правовые ограничения в семейную сферу. В частности, были запрещены браки с иностранцами, усложнена процедура разводов. Как Вы думаете для чего именно были введены такие ограничения? Ответ обоснуйте. Тема 16. Советское государство и право в середине 50-х – середине 80-х гг. 1. Данный период в истории ознаменован либерализацией общественных отношений. В чём это выражалось? 2. Одной из основных своих задач государство обозначило как «ликвидация последствий сталинских репрессий». Каким образом эта задача была осуществлена? 3. Охарактеризуйте суть программы построения коммунистического общества. Назовите и охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны этой программы (МИНИМУМ ПО ДВЕ). 4. В чём были причины необходимости проведения новой кодификации законодательства. Назовите основные кодифицированные источники, став-шие результатом этого процесса. Один из них, на Ваш выбор, охарактеризуйте более подробно. 5. В процессе кодификации были внесены огромные изменения в основ-ные отрасли права: гражданское, трудовое, земельное, колхозное, уголовное. Какие именно изменения были внесены в вышеперечисленные отрасли? К чему это привело? 6. Какая международная ситуация складывается в рамках обозначенного временного периода? Как в связи с этим изменяются внешние функции Советского государства? 7. Огромное развитие получают процессы централизации руководства промышленностью, культурой, просвещением, охраной общественного по-рядка и юстицией. Почему, по Вашему мнению, наблюдаются данные про-цессы? В чём их суть? 8. Назовите и охарактеризуйте основные изменения в государственном механизме данного периода. 9. Объясните сущность концепции «развитого социализма». Назовите и охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны этой концепции (МИНИМУМ ПО ДВЕ). 10. Назовите основные правовые акты того периода, внесшие изменения в отдельные отрасли права. Один из них, на Ваш выбор, охарактеризуйте более подробно. 11. Проведите сравнительный анализ Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 гг. По результатам этого анализа составьте сравнительную таблицу. Позиции для сравнения выберите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 20). Целесообразно использовать уже составленную Вами сравнительную таблицу анализа Конституций СССР 1924 и 1936 гг., добавив в неё необходимые данные о Конституции СССР 1977 г. по позициям сравнения. 12. Составьте схему общесоюзных органов власти и управления по Кон-ституции СССР 1977 г. с указанием их полномочий и способа формирования. Тема 17. Государство и право в условиях «перестройки» и современного мира (1985 г. – н. в.) 1. С чем связан процесс нарастания кризиса в СССР? Какие пути преодоления этого кризиса предлагались? Почему потерпели крах? 2. В чём заключался курс социалистического реформизма в КПСС ? К чему он привёл? 3. Объясните суть доктрины «социалистического правового государства». Назовите и охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны этой доктрины (МИНИМУМ ПО ДВЕ). 4. Сложная политическая обстановка потребовала реформы политической системы. Какие новые институты власти были введены? Для выполнения каких функций данные институты были наделены полномочиями? 5. Дайте понятие термину «война законов». Чем характеризуется данное явление? Как оно было преодолено? 6. На данном периоде истории происходит отход от принципов прямого действия законов СССР. В чём это выразилось? 7. В чём выразилось нарастание кризисных явлений в межнациональных отношениях (Нагорный Карабах, Прибалтика, Средняя Азия)? Почему, по Вашему мнению, это произошло? Ответ обоснуйте. 8. Что такое «парад суверенитетов»? Какое значение имел данный про-цесс на эволюцию отечественного государства? 9. Дайте правовую характеристику декларации "О государственном суверенитете РСФСР". Какие последствие имели место в результате принятия данного документа? 10. Составьте хронологическую шкалу выхода республик из состава СССР с указанием причин выхода. 11. Проведите юридический анализ Ново-Огарёвского проекта. Назовите и охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны этого проекта (МИНИМУМ ПО ТРИ). Был ли он реализован? По какой причине? 12. В августе 1991 г. в Москве произошли массовые волнения. В чём их причины, суть и последствия? 13. Какое значение имеют, подписанные 08. 12. 1991 г., Беловежские со-глашения? Какова суть данных документов? 14. В чём суть конфликта Президента и Парламента осенью 1993 г.? К каким последствиям он привёл? 15. Проведите сравнительный анализ Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. и Конституции РФ 1993 г. По результатам этого анализа составьте сравнительную таблицу. Позиции для сравнения выберите самостоятельно (НЕ МЕНЕЕ 20). Целесообразно использовать уже составленную Вами сравнительную таблицу анализа Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 гг., добавив в неё необходимые данные о Конституции РФ 1993 г. по позициям сравнения. 16. Составьте схему государственных органов власти и управления по Конституции РФ 1993 г. с указанием их полномочий и способа формирования. 17. 90-е гг. часто характеризуются как время, когда государство и право имеют весьма небольшое влияние на общественную жизнь. Согласны ли Вы с данным утверждением? Ответ обоснуйте. 18. Каким образом решаются вопросы сепаратистского характера на со-временном этапе развития государства и права? 19. Назовите реформы, проведённые на рубеже XX - XXI вв. Обозначьте их сущность и значение. 20. В конце первого – начале второго десятилетия XXI века руководство страны внесло существенные коррективы в способы формирования и сроки полномочий высших органов государства. В чём заключаются данные изменения, и какое значение, на Ваш взгляд, они имеют? Ответ обоснуйте. |
Цена, руб. | 3000 |