Русский язык 864
Цена, руб. | 350 |
Номер работы | 1263 |
Предмет | Филология |
Тип работы | Контрольная |
Объем, стр. | 9 |
Оглавление | 1. Определите, какие из пар слов являются омонимами? а) молочный зуб – зуб пилы; б) прекрасно – чудесно; в) сценичный – сценический; г) далёкий – дальний; д) тёмные очки – набрать очки; е) часы стали – выплавки стали; 2. Установите соответствие между словами-омонимами и их подтипами 1. Усталый вид – совершенный вид глагола 2. Мука́ – му́ка 3. Полоскать – поласкать 4. Острая пила – пила воду 5. Везти – вести 6. Нота протеста – нота ми А. Полные лексические омонимы Б. Омофоны В. Омоформы Г. Омографы 3. Найдите среди выделенных слов омонимы и многозначные слова, выступающие в разных значениях. 1. Закончить школу – новая научная школа в физике 2. Настроили коттеджей – настроили пианино 3. Чисто вымытые окна – чисто английское убийство 4. Разводить краски – разводить цветы 5. С озера надвигалась гроза. – Он гроза здешних мест 6. Закончить сборку прибора – разгладить сборку на юбке 4. Определите, в каких рядах все слова являются синонимами. а) Манеры, повадки, замашки, ухватки; б) заболеть, захворать, занедужить, захандрить; в) красный, алый, пунцовый, багровый; г) восхитительный, пленительный, обворожительный, чарующий; д) организовать, возглавить, сформировать, создать. 5. В какие синонимические ряды входят слова из левой колонки? 1. Стереотип А. Ложь, неправда, враки, вранье 2. Бессмысленный Б. Обязательный, непременный, неукоснительный 3. Поездка В. Напрасный, тщетный, безрезультатный, безуспешный, бесполезный 4. Непреложный Г. Путешествие, странствие, вояж, турне 5. Измышления Д. Шаблон, штамп, трафарет, стандарт 6. В каких парах слов представлены антонимы? а) тихий – странный; б) кричать – смеяться; в) ругать – хвалить; г) найти – потерять; д) обрести – утратить; е) узнать – забыть; ж) утро – вечер; з) порядок – беспорядок; и) лёгкий – страшный; к) коршун – воробей; л) мать – мачеха; м) стоять – лежать. 7. Подберите антонимы к составляющим словосочетания прилагательным и существительным. Добрый день; тёплая ночь; постоянное движение; утренний уход; хорошее начало; полезный труд; счастливый конец; холодный север 8. В каких примерах слова являются паронимами? а) интеллигентный – неинтеллигентный; б) искусный – искусственный; в) гарантийный – гарантированный; г) будний – праздничный; д) раскрошил – раскрасил; е) опечатки – отпечатки 9. Распределите данные пары слов на 3 группы: 1) ударением различаются разные слова; 2) ударением различаются разные формы одного и того же слова; 3) допустимые варианты произношения Бе́лки – белки́; во́ды – воды́; во́лны – волны́; высо́ко – высоко́; глубо́ко – глубоко́; гру́зишь – грузи́шь; далёко – далеко́; да́ло – дало́; доро́гой – дорого́й; жёны – жены́; и́збы – избы́; и́здана – издана́; и́наче – ина́че; и́рис – ири́с; ко́злы – козлы́; но́ги – ноги́; пи́ли – пили́; по́лы – полы́; по́том – пото́м; роди́лся – родился́; ру́ки – руки́; сёстры – сестры́; собра́лись – собрали́сь; сте́ны – стены́; стре́лки – стрелки́; тво́рог – творо́г. 10. Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов. Образец: куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют; Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют. Опустить руки; сесть в лужу; плыть по течению; открыть глаза; показать нос; поставить в тупик; попасться на удочку; открывать новую страницу; пускать пыль в глаза; водой не разольёшь (не разлить), идти в гору; на песке строить. 11. Определите значение и грамматический род данных несклоняемых существительных. 1. Конферансье, сирокко, цеце, кашне, визави, кутюрье, манго, фрау, салями, крупье, домино (игра), евро, гризли, авеню, ватерполо, импресарио, протеже, алоэ, бра, шасси, попурри, драже, мадам. 2. Осло, Перу, Сухуми, Гюго, Шоу, Шмидт. 12. Определите грамматическое число данных существительных. Определите, могут ли они употребляться в форме другого числа. Ель, студенчество, молодёжь, ножницы, земляника, сталь, очки, румяна, ельник, сутки, купе, прилежание, сани, цифра, введение, мысль, клейстер, пальто, нефть, закат, клише 13. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа единственного числа и расставьте ударения. Образец: блин – блина. Боб, бобр, болт, винт, вред, герб, горб, гриб, груздь, жгут, жезл, зонт, клок, клык, ковш, крот, крюк, куль, линь, пласт, плод, плут, пруд, серп, сиг, скирд, след, хорь, цеп, чёлн, шест, штрих. 14. а) От данных прилагательных образовать простую сравнительную степень. Простой, плохой, хороший, тонкий, густой, резкий, строгий, сухой, твердый, частый, яркий, легкий, чистый, жаркий, сладкий, крутой, тихий, гладкий, жесткий, богатый. б) К простой сравнительной и превосходной степени данных прилагательных добавьте все возможные формы сравнения, составьте с ними словосочетания: короче – более короткая юбка, менее короткий жакет, самый короткий рассказ, наиболее короткий путь, наименее короткий срок. Мельче, покрепче, свежее, простейший, интереснейший, потеплее, гуще, круче, хуже, тончайший, безупречный, добрее, ленивее, глубочайшее. 15. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные с речевой избыточностью. Укажите её вид – тавтология, плеоназм. а) Выпал снег, и мы вновь с удовольствием возобновили совместные лыжные прогулки. б) Белинский направил Некрасова на правильный, верный, хотя и нелёгкий путь. в) На портрете, подаренном Пушкину, Жуковский написал: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». г) Практикантка хотела взять интервью у ведущего лидера группы «Ляпис Трубецкой» Сергея Михалка. д) Со временем такой опыт может сослужить тебе хорошую службу. е) Жители маленького сонного городка жили своей вялой, однообразной, безрадостной жизнью. ж) Они целеустремлённо шли к своей цели. з) Работали молча, без слов. 16. Определите вид переносного значения выделенных слов – метафора, метонимия, или синекдоха? а) В магазине обед с двух до трёх. б) Весь дом сбежался поглазеть на пожар. в) Для цифровой камеры аккумуляторы в качестве элементов питания удобнее, чем батарейки. г) В небе чётко различимы два ковша – созвездия Большой и Малой Медведицы. д) Мы все глядим в Наполеоны. е) Это произведение открывает читателям горькие истины. ж) Школьники посетили вечер поэта. з) Светлая мелодия из оперы Моцарта вдохновляет слушателей. и) Золотые колосья небесной пшеницы мне свивают дорогу назад. к) В районе началось строительство фермы на 1200 голов крупного рогатого скота. 17. Вставьте пропущенные окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. 1. Большинство студентов института, занимающихся в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам. 2. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания. 3. Установлен… три новых мировых рекорда. 4. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал… 5. Много детей был… больн… гриппом. 6. Такси стоял… у ворот дома. 7. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них. 8. Ты и твои друзья окаж…т нам помощь и на этот раз. 9. На конференцию прибыл… двадцать один делегат. 10. Прошл… два месяца. 11. Полчаса, проведённые в обществе такого интересного рассказчика, прошл… незаметно. 18. Поставьте имена числительные в скобках в нужном падеже. а) Германия поддерживает дипломатические отношения со (сто девяносто четыре) государствами. б) В Турции осталось более (триста пятьдесят) храмов, вырубленных в горах. в) Журналисты из (двести сорок) стран подали заявки на участие в Чемпионате мира по футболу. г) На кинофестивале ожидается встреча с (тысяча) приглашённых гостей. д) В (полтора) метрах от нас показалась вода, не то река, не то озеро. е) Мы проехали около (семьсот) километров, но тайги ещё не видели. ж) На заседании Президиума Академии наук обсуждался вопрос о (пятьсот шестьдесят восемь) патентах на изобретения, выданных за прошедшие пять лет. з) Около (четыреста) фирм с (шесть тысяч двадцать два) специалистами разрабатывают новые технологии по защите окружающей среды. и) Начиная с (две тысячи третий) года Абелевская премия ежегодно присуждается выдающимся математикам современности. 19. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм выделенных существительных. 1. Роль Раневской в «Вишнёвом саду» А.П. Чехова раньше исполняли очень немолодые артистки. 2. В магазине был большой выбор чулок и носок. 3. Основные факторы эволюции органического мира были описаны Дарвиным. 4. Лучше всего астрономы наблюдают Марса во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста гектар. 6. В реконструированном цеху завода установлено новейшее оборудование. 7. Работа должна быть закончена к первому августу. 8. В продажу поступила первая партия ранних помидор. 9. По завещанию наследство было разделено на несколько равных доль. 10. В романе «Мать» М. Горький создал образы революционеров, принадлежащих к различным социальным средам. 20. Определите, правильно ли построены данные сложные предложения, и исправьте ошибки. 1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самоё себя. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 5. Волчица осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома. 6. Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвящённую творчеству Горького. 7. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 8. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты. 9. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. |
Цена, руб. | 350 |
Заказать работу «Русский язык 864»
Отзывы
-
07.10
Сергей, добрый вечер! Еще раз благодарю!
Оксана -
01.10
Работа успешно прошла проверку на антиплагиат. Благодарю за качество.
Наталья - 19.09 Ирина