Формирование связной описательной речи у детей дошкольного возраста
Цена, руб. | 500 |
Номер работы | 94 |
Предмет | Логопедия |
Тип работы | Курсовая |
Объем, стр. | 54 |
Оглавление | Введение 3 Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста 8 1.1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка 8 1.2. Связная речь как предмет психологического исследования 13 Глава 2. Практический анализ особенностей связной речи дошкольников 24 2.1. Организация экспериментального исследования 24 2.2. Методика эксперимента 25 2.3. Методика формирующего эксперимента 30 2.4. Анализ результатов эксперимента 43 Заключение 49 Список литературы 51 Приложение 54 Актуальность. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем. Наиболее интересно, на наш взгляд, эта работа проходит, если в работе по преодолению нарушения связного высказывания у старших дошкольников использовать элементы творчества. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму ре¬чевой деятельности. Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи». Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались многие исследователи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и др., но эта проблема остается до конца не изученной. Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи непосредственно связан с изменением требований к содержанию дошкольного образования. Особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы освоения детьми системы родного языка, формирование речевой деятельности, развитие на этой базе творческих возможностей ребенка применительно к обучению детей, поиск новых методов и приемов обучения их связной речи. В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные формированию связного рассказывания дошкольников, в которых выявляется сущность основных понятий теории логопедической работы по развитию связного рассказывания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов данной работы (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и др). Однако решение задач развития навыков рассказывания с элементами творчества в процессе логопедической работы по преодолению нарушения связного высказывания у старших дошкольников не достаточно исследовано. В связи с вышеизложенным, актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости совершенствования программы развития навыков рассказывания с элементами творчества в процессе логопедической работы по преодолению нарушения связного высказывания у старших дошкольников. Целью работы является развитие навыков рассказывания с элементами творчества в процессе логопедической работы по преодолению нарушений связного высказывания у старших дошкольников. В ходе работы ставились следующие задачи: • Проанализировать логопедическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. • Провести диагностику речи детей средней группы с целью выявления особенностей творческого рассказывания у детей дошкольного возраста. • Разработать план-программу работы по формированию связного рассказывания у детей. • Наметить основные направления по развитию связной речи дошкольников в процессе занятий по обучению рассказыванию. • В ходе результативного эксперимента проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов. Объект: дети подготовительной группы д/с №… 6 лет. Предмет исследования: особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: мы предполагаем, что специальные занятия по обучению рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста значительно повышают уровень формирования связной речи. Методы: анализ литературы, изучение медико-педагогической документации, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться в практической работе учителями-логопедами и воспитателями в решении задач по формированию связной речи. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения; библиографического списка литературы и приложения. 1. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и дошкольников, - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. – 640с. 2. Гербова В.В. Речевые нарушения, - М.: Гардарика, 2006. – 490с. 3. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М.:Грааль, 2010 - 157c 4. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой, - М.: РАО, 2007. 136 с. 5. Калягин В.А., Овчинникова Т.С Логопсихология, - М.: Академия, 2007. – 343с. 6. Капустина Т.Н. Использование тетради для занятий родителей с дошкольникам// «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», - № 6 - 2006 г 7. Кушнир В.А. Логопедия, - М.: Олма-пресс, 2007.- 393с. 8. Лурия А.Р. Язык и сознание. // Под ред. Е.Д.Хомской.- М. 2001 - 132c 9. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок, - М.:Просвещение, - 2006. – 160с. 10. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2010 - 143c 11. Поваляева М.П. Справочник логопеда, - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 445с. 12. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах, - Мн.: Аверсев, 2006. – 128с. 13. Слепович Е.С. Исправление речи у детей, - Мн.: Народная асвета, 2010. – 163с. 14. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М., 2009 - 211c 15. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника - М.: Сфера, 2008 – 240с 16. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи, - М.: Книжный дом, 2003. – 344с. 17. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М.: Мысль, 1994 – 234с 18. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. I, II периоды. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000 143c 19. Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Мысль, 2009 – 316с 20. Худенко Е., С.Шаховская, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 2005 – 323с |
Цена, руб. | 500 |